РП Русский язык 6кл. АООП вариант 1

ЯЗЫК И РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА.
Русский язык.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» составлена
на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) далее ФАООПУО (вариант 1), утвержденной приказом
Министерства просвещения России от 24.11.2022г. №1026.
ФАООПУО

(вариант

1)

адресована

обучающимся

с

легкой

умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом
реализации

их

особых

образовательных

потребностей,

а

так

же

индивидуальных особенностей и возможностей.
Цели предмета:
- выработать навыки грамотного письма через выполнение упражнений;
- развивать речь, память, внимание на основе ответов на вопросы, составления
предложений, объяснения действий, выполнения упражнений по запоминанию;
- осуществлять нравственное воспитание; прививать интерес к родному языку.
В основные задачи обучения грамматики и правописанию входят:
- формирование функциональной грамотности на основе развития умения
пписать грамотно, разборчиво, аккуратно, применяя усвоенные знания по
грамматике и правописанию.
- развивать связанную устную и письменную речь обучающихся.
- формирование практически значимых орфографических и пунктуационных
навыков;
-коррекция активного (пассивного) словаря на основе чтения и выполнения
упражнений, составления предложений, ответов на вопросы, объяснения
действий;
- коррекция слухового восприятия на основе упражнений запоминания;
2

- коррекция вербальной памяти на основе выполнения упражнений, заучивания
правил;
- коррекция наглядно – образного мышления на основе демонстрации учебных
таблиц, иллюстраций, словарной работы;
Ввиду психологических особенностей детей с нарушением познавательной
деятельности, с целью усиления практической направленности обучения
проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления.
Приоритетные направления воспитательной работы на уроках русского
языка:
1. Патриотическое воспитание.
1.1. Осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе;
1.2. Понимание роли русского языка как государственного языка Российской
Федерации и языка межнационального общения народов России;
1.3. Проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре
Российской Федерации, культуре своего края;
1.4. Ценностное отношение к русскому языку, к достоинствам своей Родины –
России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
1.5.

Уважение

к

символам

России,

государственным

праздникам,

историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных
народов, проживающих в родной стране.
2. Гражданское воспитание.
2.2. Активное участие в жизни семьи, образовательной организации местного
сообщества, родного края, страны; - неприятия любых форм экстремизма,
дискриминации, понимание роли различных социальных институтов в жизни
человека;
2.3. Представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,
социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном
и многоконфессиональном обществе;
3

2.4. Готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление
взаимопониманию и взаимопомощи;
3. Духовно-нравственное воспитание.
Ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного

3.1.

выбора;
Готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а

3.2.

также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых
норм с учётом сознания последствий поступков;
Активное неприятие асоциальных поступков;

3.3.

4.Эстетическое воспитание.
Восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству

4.1.

своего и других народов.
5. Ценности научного познания.
5.1.

Ориентация

в

деятельности

на

современную

систему

научных

представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, взаимосвязи человека с природной и социальной средой.
Закономерностях развития языка; овладение языковой и читательской

5.2.

культурой, навыками чтения, как средства познания мира;
6.

Физическое

воспитание.

Формирование

культуры

здоровья

и

эмоционального благополучия.
6.1.

Осознание ценности жизни.

6.2.

Ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый

образ

жизни

(здоровое

сбалансированный

режим

питание,
занятий

соблюдение

гигиенических

и

регулярная

отдыха,

правил,

физическая

активность);
6.3.

Осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление

алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и
психического здоровья;
6.4.

Соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного

поведения в интернет - среде в процессе школьного образования;
4

6.5.

Способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся

социальным информационным и природным условиям, в том числе осмысляя
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
6.6.

Умение принимать себя и других, не осуждая;

6.7.

Умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное

состояние других, использовать адекватные языковые средства для выражения
своего состояния;
6.8.

Сформированность навыков рефлексии;

6.9.

Признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.

7. Трудовое воспитание.
7.1.

Установка на активное участие в решении практических задач (в рамках

семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности;
7.2.

Способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять

такого рода деятельность;
7.3.

Интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода;

7.4.

Уважение к труду и результатам трудовой деятельности;

7.5.

Осознанный

выбор

и

построение

индивидуальной

траектории

образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов
и потребностей.
8. Экологическое воспитание.
8.3.

Повышение уровня экологической культуры, осознание глобального

характера экологических проблем и путей их решения;
8.4.

Активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Русский язык как учебный предмет является ведущим, так как от его
усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Все знания
обучающихся, получаемые ими, в основном при выполнении упражнений,
являются

практически

значимыми

для
5

их

социальной

адаптации

и

реабилитации.
деятельности

Необходимость
детей

с

коррекции

умственной

познавательной

отсталостью

и

речевой

(интеллектуальными

нарушениями) обусловлена трудностями овладения ими русской фонетикой,
графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития,
имеющихся психофизических функций.
Рабочая программа по русскому языку в 6 классе учитывает особенности
познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья. Она направлена на разностороннее развитие личности детей с
нарушением интеллекта, способствует их умственномуразвитию, обеспечивает
гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое развитие.
Программа содержит материал, помогающий обучающимся достичь того
уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для
социальной адаптации. В начале учебного года идёт повторение, учитывающее
умственные и возрастные возможности детей с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями). Изучение состава слова, словообразующей
роли значимых частей направлено на обогащение и активизацию словаря,
формирование у обучающихся навыков единообразного написания гласных и
согласных в корне и приставке. Части речи изучаются в 6 классе в том объёме,
который

необходим

обучающимся

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) для выработки практических навыков
устной и письменной речи, формирования навыков грамотного письма.
Тема «Предложение» включена в календарно-тематическое планированиевсех
лет обучения. В процессе упражнений у обучающихся формируются
навыкипостроения разной степени распространения простого и сложного
предложения.

Одновременно

идёт

закрепление

орфографических

и

пунктуационных навыков.
На

уроках

русского

языка

особое

внимание

уделяется

формированию навыков связной речи. Поэтому в 6 классе проводятся
творческие работы, что позволяет учащимся овладеть такими видами, как
6

изложение и сочинение. Прививаются навыки делового письма: написание
адреса, поздравления, записки, письма, объявления.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
Учебный предмет «Русский язык» относится к образовательной области
«Язык и речевая практика».
Согласно ФАООПУО (вариант 1), составленной на основе ФГОС для
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на
изучение предмета «Русский язык» отводится в общем объёме 136 часов (34
учебных недели) по 4 часа в неделю.
Количество часов на изучение предмета:
Четверть

I

II

III

IV

Всего

Количество часов

32 ч.

32 ч.

44 ч.

28 ч.

136 ч.

ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА.
Личностные результаты освоения учебного предмета
- осознавать себя как гражданина России, имеющего определенные права и
обязанности;
- гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и
своих товарищей;
- адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки,
живописи и др.;
- уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их
деятельности;
- активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
- осознанно относиться к выбору профессии;
- бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и
страны.
7

Предметные результаты освоения учебного предмета.
Минимальный уровень
- Знать буквы, обозначать звуки буквами;
- Списывать с

печатного и рукописного текстов отдельные

небольшие предложения, слова (30-35 слов);
- Записывать по памяти отдельные короткие слова и некоторые слова
из словаря;
- Участвовать в подборе слов к предметным картинкам;
- Находить начало и конец предложения (большая буква в начале и точка
в конце);
- Участвовать

в

коллективном

обсуждении

содержания

теста

упражнений, подборе заголовка к тексту;
- Записывать по памяти своё имя, фамилию и отчество, а также
домашний адрес.
Достаточный уровень
- Писать под диктовку текст с изученными орфограммами (55-60слов);
- Пользоваться школьным орфографическим словарём;
- Решать орфографические задачи, опираясь на схему;
- Называть и различать части речи;
- Принимать участие в составлении плана и отборе речевого материала
для создания текста;
- Оформлять

деловые

бумаги

с

опорой

на

образец

(под руководством учителя).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Звуки и буквы. Текст (8ч)
Повторение. Звуки речи: гласные и согласные. Характеристика гласных
(слогообразующая роль, ударные и безударные) и согласных (мягкие —
твердые, звонкие—глухие). Буквенная азбука алфавит. Знакомство с
орфографическим

словарем.

Согласные
8

звонкие

и

глухие.

Их

дифференциация.

Установление

несоответствия

звука

и

буквы.

Правописание звонких и глухих согласных на конце и в середине слова.
Ударные и безударные гласные. Соответствие звука и буквы под ударением и
не соответствие в безударной позиции. Введение термина орфограмма.
Проверка написания безударной гласной. Непроверяемые

безударные

гласные. Части текста. Красная строка. Запись текста с соблюдением красной
строки.
Предложение. Текст (10 ч)
Предложение
распространённые

как

единица

речи.

предложения.

Главные

Нераспространённые
и

второстепенные

и

члены

предложения. Распространение предложения с помощью вопросов, рисунков.
Ответы на вопрос нераспространённым и распространённым предложениями.
Практическое знакомство с однородными членами предложения. Интонация
перечисления. Деление текста на предложения. Расположение частей текста в
соответствии с данным планом.
Состав слова. Текст (29ч)
Корень и однокоренные слова. Правописание проверяемых безударны
гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов путем изменения формы
слова или подбора однокоренных слов. Непроверяемые безударные гласные.
Наблюдение за единообразным написанием орфограмм в ряду однокоренных
слов. Окончание. Связь слов в предложении с помощью окончания.
Приставка. Наблюдение за изменением значения слова в зависимости от
приставки. Составление словосочетаний, противоположных по значению
(пришел на стадион — ушел со стадиона). Приставка и предлог. Их
различение. Правописание гласных в приставках. Правописание приставок
на согласную. Разделительный

ъ в словах с приставками. Суффикс.

Изменение значения слова в зависимости от суффикса. Расположение частей
текста в соответствии с данным планом. Деление текста на части по данному
плану.
9

Части речи. Текст (2 ч).
Слово как название предмета, его признака или действия. Части речи.
Имя существительное, имя прилагательное, глагол. Их значение и вопросы
как средство для выявления этих частей речи.
Имя существительное (30ч).
Значение в речи. Разделение существительных на слова различных
смысловых категорий: люди, их профессии, животные, растения, явления
природы, состояние и т.д. Существительные, близкие (предмет один, а слов
много) и противоположные по значению. Упражнения в подборе синонимов и
антонимов. Образование сравнительных оборотов с союзом как (один
предмет похож на другой: глаза, как бусинки). Имена существительные
собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные. Большая
буква в именах собственных. Кавычки в именах собственных. Изменение
имен существительных по числам. Род имен существительных. Изменение
существительных по падежам (склонение). Начальная форма. Постановка
существительных, стоящих в косвенных падежах, в начальную форму.
Выделение опорных слов (существительных) в тексте и коллективное
восстановление

текста

по

плану и

опорным

словам.

Практические

упражнения в отборе примеров и фактов для развития основной мысли (из
ряда предложенных).
Имя прилагательное (25 ч).
Значение в речи (оценить предмет, определить его качественные
стороны). Признаки, обозначаемые прилагательными: цвет, размер, форма,
вкус, материал, из которого сделан предмет, его оценочная характеристика.
Прилагательные, близкие и противоположные по смыслу.Выделение из
текста словосочетаний существительных с прилагательными и коллективное
восстановление текста по опорным словосочетаниям.Род прилагательных.
Его зависимость от рода имен существительных. Наблюдение за родовыми
окончаниями.

Понятие

о

склонении

прилагательных мужского и среднегорода.
10

прилагательных.

Склонение

Глагол (16 ч).
Значение в речи. Семантические группы глаголов (глаголы движения,
речи, мысли, труда, чувства). Глаголы, противоположные по значению.
Подбор к данным глаголам однокоренных и глаголов, противоположных по
значению. Изменение глаголов по временам и числам. Текст. Связь частей
в тексте.
Предложение. Текст (8ч)
Наблюдение над интонацией предложения. Точка, вопросительный,
восклицательный знаки в конце предложения.
Выделение

вопросительных

слов

в

предложении.

Составление

вопросительных предложений с данными вопросительными словами и без
них. Правильное интонирование. Практическое знакомство с однородными
членами предложения. Интонация перечисления. Перечисление без союзов
и с одиночным союзом и. Практическое знакомство с обращением.
Интонационные особенности. Место обращения в предложении. Культура
речи при обращении. Структура текста. Части текста, красная строка.
Расположение частей текста в соответствии с данным планом.
ПОВТОРЕНИЕ (8ч)
Связная речь речи, работа с текстом. Заполнение дневника учащимися.
Работа с деформированным текстом. Составление предложений и рассказа по
вопросам учителя, по картине, серии картин, материалам наблюдений.
Составление рассказа по опорным словам после разбора с учителем (примерная
тематика:

жизнь

класса,

школы,

проведение

каникул,

игры

зимой).

Упражненияв связной письменной речи даются в процессе изучения всего
программного материала по русскому языку.
Деловоеписьмо. Адрес на открытке и конверте, поздравительная открытка,
письмо, объявление. Записка.
Во всех разделах задания по теме «Текст» выполняются в процессе изучения
других грамматических тем.
11

СЛОВАРЬ: апельсин,

богатство,

горизонт,

директор,

женщина,

интересный, календарь, командир, комбайн, компас, конфета, мужчина,
океан, пожалуйста, прекрасный, природа, растение, сейчас, солдат,
соревнование, сосед, телеграмма, теперь, хозяин, шоссе.

ОПИСАНИЕ

МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учебно-методическое
образовательного

и

процесса

материально-техническое
представлено

следующими

обеспечение
объектами

и

средствами:
Учебно-методическоеобеспечение:

I.

1.Аксёнова А. К., Галунчикова Н. Г. Развитие речи учащихся на уроках
грамматики

и

правописания

в

5-9

классах

специальных

(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Пособие для
учителя. – М.:Просвещение,2002.
2. Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной)
школы VIII вида: 5-7 классы: Пособие для учителя / Составитель
Кудрявцева Е.Я.М.: Владос, 2003.
II.
1.

Учебники:
Учебник: Э. В. Якубовская, Н. Г. Галунчикова «Русский язык», 6
класс, 2021;

2.

Конспекты, презентации, схемы, иллюстрации.

12

Календарно тематическое планирование.

№

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22

РУССКИЙ ЯЗЫК (136 ч )
Тема урока
Количество
часов
I четверть (32ч.)
1
Повторение. Звуки и буквы. Текст.
Гласные и согласные. Их различение.
Безударные гласные в словах.
1
Сомнительные звонкие и глухие согласные в
1
словах.
Сомнительные гласные и согласные в
1
словах.
Текст. Части текста. Красная строка.
1
Непроверяемые гласные и согласные в
1
словах.
Звуки и буквы. Закрепление знаний по теме.
1
Деловое письмо. Адрес.
1
Предложение. Текст
1
Деление текста на предложения.
Выделение главных и второстепенных
1
членов предложения.
Нераспределенные и распространённые
1
предложения.
Текст. Расположение частей текста в
1
соответствии с данным планом.
Диагностическая контрольная работа
1
Распространение предложений с помощью
1
рисунков.
Распространение предложений с помощью
1
вопросов.
Однокоренные члены предложения.
1
Предложение. Закрепление знаний по теме.
1
Деловое письмо. Поздравление.
Состав слова. Текст.
Корень и однокоренные слова.
Окончание как изменяемая часть слова.
Образование смысловой связи между
словами с помощью окончания.
Приставка, как часть слова.
Изменение значения слова в зависимости от
приставки.
13

1
1
1
1
1

Дата

23
Суффикс, как часть слова.
24
Разбор слова по составу.
25 Правописание безударных гласных в
корне.
Написание гласных в корне однокоренных
слов.
26 Проверяемые и проверочные слова.
27 Проверка безударных гласных в корне.
28 Контрольный диктант за I четверть.
29 Работа над ошибками.
30 Правописание звонких и
глухих согласных в корне.
Написание согласных в корне однокоренных
слов. Проверяемые и проверочные слова.
31 Проверка парных звонких и глухих
согласных в корне.
32 Правописание безударных гласных и
сомнительных согласных в корне.
II четверть (32ч.)
1 Правописание приставок.
Приставка и предлог.
2 Различение приставки и предлога
3 Наблюдение за правописанием гласных в
приставках.
4 Правописание гласных в приставках.
5 Правописание безударных гласных в корне и
приставке.
6 Текст. Деление текста на части по данному
плану.
7 Наблюдение за правописанием согласных в
приставках.
8 Правописание приставок на согласную.
9 Разделительный твёрдый знак в словах с
приставками.
10 Различение написания слов с разделительным
твёрдым знаком (ъ) и без него.
11 Состав слова. Закрепление знаний.

1
1
1

1
1
1
1

1
1
1

1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
2

12 Деловое письмо. Записка.

1

13 Части речи. Текст.
Существительное, прилагательное, глагол.
14 Различение существительных,
прилагательных и глаголов в предложении.

2
2

14

15 Имя существительное.
Значение существительных в речи.
16 Существительные обозначающие явления
природы.
17 Существительные, называющие один и тот
же предмет по-разному.
18 Существительные, противоположные по
значению.
19 Различение существительных по родам.
20 Изменение существительных по числам.
21 Контрольный диктант за вторую четверть.
22 Работа над ошибками.
23 Существительные собственные
и нарицательные.
24 Большая буква в именах собственных.
25 Кавычки в именах собственных.
26 Закрепление знаний.
III четверть (44ч.)
1
Различение написаний существительных
собственных и нарицательных.
2
Имя существительное. Закрепление знаний.
3
Понятие о склонении.
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Определение падежей существительных по
вопросам.
Именительный падеж – кто? что?
Родительный падеж – кого? чего?
Дательный падеж – кому? чему?
Винительный падеж – кого? что?
Творительный падеж - кем? чем?
Предложный падеж - о ком? О чём?
Текст. Подтверждение основной мысли
текста дополнительными фактами.
Понятие о начальной форме.
Постановка существительных в начальную
форму.
Изменение существительных по падежам.
Закрепление знаний.
Деловое письмо. Письмо.
Коллективное сочинение по плану и
опорным словосочетаниям.
Имя прилагательное.
Значение прилагательных в речи.
15

1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40

Описание явлений природы с помощью
прилагательных.
Описание человека, животных с помощью
прилагательных.
Прилагательные, противоположные по
значению.
Изменение прилагательных по родам.
Окончания прилагательных мужского рода.
Окончания прилагательных женского рода.
Окончания прилагательных среднего рода.
Определение родовых окончаний
прилагательных.
Изменение прилагательных по числам.
Род и число прилагательных. Закрепление
полученных знаний.
Понятие о склонении прилагательных.
Постановка вопросов к прилагательным в
косвенных падежах.
Именительный падеж прилагательных
мужского и среднего рода.
Родительный падеж прилагательных
мужского и среднего рода.
Дательный падеж прилагательных мужского
и среднего рода.
Контрольный диктант за третью четверть.
Работа над ошибками.
Винительный падеж прилагательных
мужского и среднего рода.
Творительный падеж прилагательных
мужского и среднего рода.
Предложный падеж прилагательных
мужского и среднего рода.
Склонение прилагательных мужского и
среднего рода. Закрепление знаний.
Деловое письмо. Объявление.
Глагол
Значение глагола в речи.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

41

Глаголы, противоположные по значению.

2

42

Различение существительных,
прилагательных и глаголов.

1

16

IV четверть (28ч.)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25

Настоящее время глаголов.
Прошедшее время глаголов.
Будущее время глаголов.
Различение глаголов по временам.
Единственное и множественное число
глаголов настоящего времени.
Единственное и множественное число
глаголов будущего времени.
Единственное и множественное число
глаголов прошедшего времени.
Текст. Связь частей в тексте.
Глагол. Закрепление знаний.
Итоговая контрольная работа за год.
Работа над ошибками.
Коллективный рассказ на основе
распространения данного текста.
Предложение. Текст. Различение
повествовательных, вопросительных и
восклицательных предложений.
Однородные члены предложения.
Определение однородных
членов предложения.
Однородные члены предложения без
союзов.
Однородные члены предложения с союзом
и.
Однородные члены предложения без союзов
и с союзом и.
Обращение
Знакомство с обращением.
Место обращения в предложении.
Предложение. Закрепление знаний.
Повторение. Состав слова.
Правописание гласных и согласных в корне
и приставке.
Имя существительное.
Имя прилагательное.
Глагол.

17

2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».