РП 9 кл. Чтение. АООП вариант 1

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение» составлена на основе
Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы,
представленной в Федеральном государственном образовательном стандарте
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), далее

ФАООП УО (вариант 1) утверждённой приказом

Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026.
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с лёгкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учётом реализации их
особых

образовательных

потребностей,

а

также

индивидуальных

особенностей и возможностей.
Цель:

развитие

речи,

мышления,

воображения

обучающихся,

способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения.
Задачи: совершенствовать навыки выразительного чтения, соблюдать
логические паузы; развивать нравственные качества обучающихся; учить
школьников последовательно и правильно излагать свои мысли в устной
форме;

учить

находить

главную

мысль

произведения;

развивать

функциональную грамотность в процессе изучения предмета.
Приоритетные направления воспитательной работы
1.Патриотическое воспитание:
1.1. Понимание роли русского языка как государственного языка Российской
Федерации и языка межнационального общения народов мира;
1.2. Проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре
Российской Федерации, культуре своего края,
1.3. Ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей РодиныРоссии, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям
народа.
2

2.Гражданское воспитание:
2.1. Готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав, уважение прав, свободы и законных интересов других людей;
2.2. Готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи;
3.Духовно- нравственное воспитание:
3.1. Готовность оценивать свое поведение, в том числе речевое, и поступки, а
также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и
правовых норм с учетом осознания последствий поступков;
3.2. Свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и
общественного пространства.
6.

Физическое

воспитание,

формирование

культуры

здоровья

и

эмоционального благополучия:
6.1. Ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый
образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил,
сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая
активность);
6.2. Соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного
поведения в интернет- среде в процессе школьного образования;
6.3. Умение принимать себя и других не осуждая;
6.4. Признание своего права на ошибку и такого же права другогочеловека.
7. Трудовое воспитание:
7.1. Интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода;
7.2. Уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
8. Экологическое воспитание:
8.1. Умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические
проблемы;
8.2. Повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения.
3

Общая характеристика предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически
развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими
потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе
основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и
содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историкокультурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения
основных понятий теории и истории литературы, формирование умений
оценивать и анализировать художественные произведения, овладения
богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Описание места предмета в учебном плане
Согласно

ФАООП

образования

обучающихся

с

умственной

отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебный предмет «Чтение»
относится к образовательной области «Язык и речевая практика». На
изучение предмета отводится в общем объёме 136 часов ( 34 учебных недели
) по 4 часа в неделю.
Количество часов на изучение предмета.
Четверть

I

II

III

IV

Всего

Количество часов

32 ч.

32 ч.

44 ч.

28 ч.

136 ч.

Личностные и предметные результаты
Личностные результаты:
-воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России;
-осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и

4

традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
-формирование

ответственного

отношения

к

учению,

готовности

и

способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов.
Планируемые предметные результаты:
Минимальный уровень.
Читать осознанно, правильно, выразительно вслух; читать «про себя»; выделять
главную мысль произведения; пересказывать содержание прочитанного.
Объём

текстов

для

чтения

и

заучивания

наизусть

определяется

психофизическим развитием учащихся.
Достаточный уровень:
Учащиеся должны уметь:
читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»;
выделять главную мысль произведения;
давать характеристику главным действующим лицам, оценивать их поступки,
обосновывая свое отношение к ним;
пересказывать содержание прочитанного, используя слова и выражения,
взятые из текста.
Учащиеся должны знать:
наизусть 10 стихотворений, прозаический отрывок.
Содержание учебного предмета
Содержание чтения.
Произведение устного народного творчества (сказка, былина, предание,
легенда). Стихотворные и прозаические произведения отечественных и
5

зарубежных писателей XIX – XXI вв. Книги о приключениях и путешествиях.
Художественные и научно – популярные рассказы и очерки. Справочная
литература: словари, книги-справочники, детская энциклопедия и пр.
Тематика произведений.
Произведения о Родине, героических подвигах во имя Родины, об
отношении человека к природе, к животным, труду, друг другу; о жизни детей,
их дружбе и товариществе; о нравственно-этических понятиях (добро, зло,
честь, долг, совесть, жизнь, смерть, правда, ложь и т.д.)
Жанровое разнообразие.
Народные и авторские сказки, басни, былины, легенды, рассказы,
рассказы-описания, стихотворения.
Работа с текстом
Осознание последовательности смысла событий. Выделение главной
мысли текста. Определение мотивов поступков героев. Сопоставление и оценка
поступков персонажей. Выявление авторской позиции и собственного
отношения к событиям и персонажам. Деление текста на части и их
озаглавливание, составление плана. Выборочный, краткий и подробный
пересказ произведения или его части по плану.
Внеклассное чтение.
Самостоятельное

чтение

книг,

газет

и

журналов.

Обсуждение

прочитанного. Отчет о прочитанном произведении. Ведение дневников
внеклассного чтения (коллективное или с помощью учителя).
Формы текущего контроля: самостоятельные работы после изучения
темы, итоговые проверки техники чтения, тестирование.

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
6

1. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная
программа обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
2. Учебник А.К. Аксёнова, М.И. Шишкова, Чтение 9 класс, Москва
«Просвещение» 2022 г.
3. Чтение. Методические рекомендации. 5-9 классы: учебное пособие для
общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные
основные общеобразовательные программы / М. И. Шишкова. – М.:
Просвещение, 2020.
- технические средства обучения;
- методические рекомендации для учителя;
- конспекты, презентации, иллюстрации.
Календарно -тематическое планирование
Чтение (136 ч.)
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
1
2
3
4
5
6

Автор.
Название произведений
I четверть (32 ч.)
УНТ ( пословицы, поговорки, сказки).
Народные песни.
Былины. «На заставе богатерской».
Сказки. «Сказка про Василису Премудрую» русская
народная сказка.
Сказка «Лиса и тетерев».
Внеклассное чтение «УНТ».
В. А. Жуковский (биографическая справка).
В. А. Жуковский «Три пояса».
И. Крылов (биографическая справка).
И. Крылов «Кот и Повар».
А. Пушкин (биографическая справка).
А. Пушкин «Руслан и Людмила».
М. Лермонтов (биографическая справка).
IIчетверть (32 ч.)
А. Пушкин «Барышня – крестьянка». Видео – урок «барышня
– крестьянка».
М. Лермонтов «Тучи» наизусть.
М. Лермонтов «Балада».
М. Лермонтов «морская царевна».
Н. Гоголь (биографическая справка).
Н. Гоголь «Майская ночь или утопленница».

Колво
часов

Дата

2
2
2
4
1
1
1
5
1
1
1
10
1

02.09, 03.09
04.09, 05.09
09.09. 10.09
11.09, 12.09
16.09, 17.09
18.09.
19.09.
23.09.
24.09.-30.09
01.10.
02.10.
03.10.
07.10.-23.10
24.10.

10

05.11.-20.11

2
2
1
1
8

21.11, 25.11
26.11, 27.11
28.11.
02.12.
03.12-16.12
7

7
8
9
10
11
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

Н. Некрасов (биографическая справка).
Н. Некрасов «Рыцарь на час».
Н. Некрасов «Саша» (отрывок наизусть).
А. Фет (биографическая справка).
А. Фет «На заре ты ее не буди».
III четверть (44ч.)
А. Фет «Помню я», «Это утро» наизусть.
А. Чехов (биографическая справка).
А. Чехов «Злоумышленник».
А. Чехов «Пересолил».
М. Горький (биографическая справка).
М. Горький «Песня о соколе».
В. Маяковский (биографическая справка).
В. Маяковский «Необычное приключение»
М. Цветаева (биографическая справка).
М. Цветаева «красною кистью» наизусть.
М. Цветаева «Вчера еще в глаза глядел….».
К. Паустовский (биографическая справка).
К. Паустовский «Стекольный мастер».
С. Есенин (биографическая справка).
С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы» наизусть.
С. Есенин «Собаке Качалова».
М. Шолохов (биографическая справка).
М. Шолохов «Судьба человека».
Кино-урок «Судьба человека».
Е. Носов «Трудный хлеб».
IV четверть (28 ч.)
Е. Носов (биографическая справка).
Н. Рубцов (биографическая справка).
Н. Рубцов «Тихая моя родина».
Н. Рубцов «Зимняя песня».
Ю. И. Коваль (биографическая справка).
Ю. И. Коваль «Приключения Васи Куролесова».
Роберт Луис Стивенсон (биографическая справка).
Р. Стивенсон «Вересковый мед».
Эрнест Сетон-Томпсон (биографическая справка).
Эрнест Сетон-Томпсон «снап».
Джеральд Даррелл (биографическая справка).
Джеральд Даррелл «Живописный жираф».
Итого:

2
1
2
1
2

17.12,18.12.
19.12.
23.12,24.12.
25.12.
26.12. 30.12

2
1
4
1
1
2
1
2
1
2
2
1
5
1
2
2
1
6
2
5

13.01,14.01.
15.01.
16.01,22.01.
23.01.
27.01.
28.01,29.01.
30.01.
03.02,04.02.
05.02.
06.02,10.02.
11.02,12.02.
13.02.
17.02-24.02.
25.02.
26.02,27.02.
03.03,04.03.
05.03.
06.03-17.03.
18.03,19.03.
20.03-27.03.

1
1
1
1
1
7
1
3
1
5
1
5
136 ч

07.04.
08.04.
09.04.
10.04.
14.04.
15.04-24.04.
28.04.
29.04-01.05.
06.05.
07.05-14.05.
15.05.
19.05-26.05.

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».