РП Коррекционно-развивающие занятия 10 кл. АООП УО (ИН) вариант 2

Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционноразвивающие
занятия»
составлена
на
основе
Федеральной
адаптированной
основной
общеобразовательной
программы
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями) далее ФАООП УО (вариант 2), утвержденной приказом
Министерства просвещения России от 24.11.2022г.№1026.
ФАООП УО (вариант 2 ) адресована обучающимся с умеренной,
тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития с
учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также
индивидуальных особенностей и возможностей в 10 классе ГКОУ АО
«ОШИ № 5».
Программа направлена на реализацию системы дефектологической
помощи детям с нарушениями в развитии в освоении адаптированной
основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями (вариант 2), коррекцию
недостатков в развитии обучающихся, их дальнейшую социальную
адаптацию.
Дети с интеллектуальной недостаточностью лишены возможности
усваивать новые знания и навыки наравне со своими сверстниками.
Поэтому слабо подготовленные к обучению учащиеся нуждаются в
коррекционном сопровождении образовательного процесса.
Коррекционно-развивающие занятия направлены на коррекцию
отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы;
формирование социально приемлемых форм поведения, сведение к
минимуму проявлений деструктивного поведения: крик, агрессия,
стереотипии и др.; на реализацию индивидуальных специфических
образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжелой,
глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не охваченных содержанием
программ
учебных
предметов
и
коррекционных
занятий;
дополнительную помощь в освоении отдельных действий и
представлений, которые оказываются для обучающихся особенно
трудными; на развитие индивидуальных способностей обучающихся.
Цель занятий заключается в применении разных форм
взаимодействия с обучающимися, направленными на преодоление или
ослабление проблем в психическом и личностном развитии,
гармонизацию личности и межличностных отношений обучающихся;
формирование навыков адекватного поведения.
Основные направления работы:
 коррекция отдельных сторон психической деятельности и
личностной сферы;
 формирование социально приемлемых форм поведения, сведение к
минимуму проявлений деструктивного поведения;

 реализация индивидуальных специфических образовательных
потребностей обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной
отсталостью, с ТМНР, не охваченных содержанием программ учебных
предметов и коррекционных занятий;
 дополнительная помощь в освоении отдельных действий и
представлений, которые оказываются для обучающихся особенно
трудными;
 развитие индивидуальных способностей обучающихся.
Общая характеристика коррекционного курса
«Коррекционно-развивающие занятия»
Основным механизмом включения учащихся в деятельность на занятии
является сотрудничество педагога с ребенком в различных видах
деятельности: совместной (сопряженной), самостоятельной.
Коррекционно-развивающие занятия способствуют формированию
мотивационной готовности к развитию произвольности (формированию
умений подражать действиям взрослого, действовать по показу, образцу,
словесной инструкции, подчинять свои действия заданному правилу).
Программа предполагает обучение учащихся умению подражать
действиям взрослого, использованию предметов как орудий в
деятельности.
Развитие ручной моторики является основой формирования графических
навыков. Каждое коррекционное занятие должно сопровождаться
специальной пальчиковой гимнастикой, сочетающей развитие всех
пальцев руки и движений кисти руки трех видов: на сжатие, растяжение и
расслабление. Гимнастику следует проводить не менее двух раз по 2-3
мин на каждом коррекционном занятии. Все упражнения пальчиковой
гимнастики выполняются в медленном темпе, 5-7 раз, с хорошей
амплитудой движения; каждой рукой отдельно, поочередно или вместе –
это зависит от направленности упражнения. Педагог следит за
правильной постановкой кисти руки ребенка, точностью выполнения
ипереключения с одного движения на другое, при необходимости дает
спокойные, четкие указания. Для развития мелкой моторики полезны
упражнения на сортировку стаканчиков, катание между ладонями
пластмассовых мячей с шипами, работа с пазлами идр.
Представление об окружающем предметном мире у ребенка не может
сложиться без тактильно-двигательного восприятия. С помощью
тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о
форме, величине предметов, расположении в пространстве, качестве
использованных материалов. Основные усилия педагога должны быть
направлены на развитие чувствительности рецепторов руки. С этой целью
используются различные виды деятельности, прямо или косвенно
способствующие развитию тактильно-двигательных ощущений: лепка,
аппликация, аппликационная лепка, игры с крупной мозаикой,

конструктором, собирание пазлов; сортировка предметов. Вся
коррекционная работа по развитию тактильной чувствительности у детей
с интеллектуальной недостаточностью проводится в несколько этапов,
каждый из которых характеризуется постепенным усложнением как
самого процесса обследования, так исловесного отчета о выявленных
качествах исвойствах предмета, его основных признаках. Один из
основных способов коррекции указанных дефектов – дидактические
игры.
Основные задачи при знакомстве с формой предмета связаны с
обучением
выделению
разновидностей
геометрических
форм,
мысленному расчленению сложных форм на определенные сочетания
простых фигур, моделированию предметов разной формы. Для
ознакомления ребенка с разновидностями формы иразвития точности их
опознания полезны упражнения по зрительно-осязательному переносу.
Восприятие иосознание пространственных отношений – необходимое
условие адаптации организма к среде существования. Пространственная
ориентировка – это особый вид восприятия, который обеспечивается
единством
работы
зрительного,
слухового,
кинестетического
икинетического анализаторов.Впроцессе специально организованной
планомерной ипоследовательной работы на коррекционных занятиях у
детей формируются следующие умения:
 ориентироваться в схеме собственного тела;
 определять расположения предметов в ближнем идальнем
пространстве;
 моделировать пространственное расположение предметов;
 ориентироваться на поле листа бумаги;
 двигаться в заданном направлении иизменять его.
Формирование пространственных ориентировок проводится поэтапно на
основе действий: по подражанию взрослому; по готовому образцу; по
инструкции взрослого; самостоятельного планирования имоделирования
пространственных отношений различных предметов иобъектов;
вербализации деятельности.
Условием полноценного овладения учеником программного материала
является постепенное его усложнение.
Описание места коррекционного курса
«Коррекционно-развивающие занятия» в учебном плане
«Коррекционно-развивающие занятия» в учебном плане в Федеральном
компоненте государственного стандарта обозначен как самостоятельный
предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования
детей с ОВЗ. На его изучение в 10 классе отведено 68 часов (2 часа в
неделю).

Результаты освоения коррекционного курса
«Коррекционно-развивающие занятия»
Для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной
отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого
обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического
развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим
требования к результатам освоения образовательных программ
представляют собой описание возможных результатов образования
данной категории обучающихся.
Результаты включают овладение обучающимися социальными
(жизненными)компетенциями, необходимыми для решения практикоориентированных задач иобеспечивающими становление социальных
отношений обучающихся в различных средах,сформированность
мотивации к обучению и познанию.
Коррекционно-развивающих
занятий
являются
формирование
следующих умений выполнять задания по учебным предметам согласно
требований АООП:
1) развитие речи как средства общения: понимание слов,
обозначающих объекты и явления природы и личного опыта ребенка;
2) овладение доступными средствами коммуникации и общения –
вербальными и невербальными: развитие устной речи (в соответствии с
индивидуальными особенностями); понимание обращенной речи, смысла
рисунков, фотографий; умение пользоваться альтернативными
средствами коммуникации: жестами, взглядом, тетрадью и др.
3) умение пользоваться доступными средствами коммуникации в
практике экспрессивной и импрессивной речи для решения элементарных
житейских задач; умение вступать в контакт, используя вербальные и
невербальные средства.
Содержание коррекционно-развивающего курса «Коррекционноразвивающие занятия»
Содержание состоит из следующих разделов: «Зрительное восприятие»,
«Слуховое восприятие», «Кинестетическое восприятие», «Развитие
эмоциональной сферы», «Развитие крупной и мелкой моторики,
графомоторных навыков», «Тактильно двигательное восприятие»,
«Предметно-практические действия», «Развитие эмоциональной сферы»,
«Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов».
Коррекционный курс позволяет последовательно и постепенно
преодолевать нарушения познавательной деятельности, а также
обусловленные ими разнообразные трудности в обучении. При
составлении
планирования
учитывается
последовательность
и
цикличность
усвоения
материала
учащимися.
Многократное

воспроизведение детьми усвоенных операций и действий способствует
формированию у них стойких навыков и умений. Это в свою очередь
способствует преодолению трудностей усвоения программы.
Содержание курса состоит преимущественно из разделов, направленных
на диагностику, профилактику и коррекцию нарушений познавательной
деятельности. На каждом занятии, в рамках изучения основной темы,
предусматривается работа по развитию речи, высших психических
функций, эмоционально-волевой сферы, навыков межличностного
взаимодействия, работа по развитию общей и мелкой моторики,
саморегуляции и навыков планирования деятельности.
Описание материально-технического обеспечения образовательной
деятельности
1. Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника. - М.:
Просвещение, 1987
2. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного
развития детей. - М.: Просвещение: Владос, 1995
3. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. - СПб:
Издательство «Дрофа», 2014
4. Пузанов Б.П. «Обучение детей с нарушением интеллектуального
развития». Учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов. М:
Издательство Академия, 2006.
5. Интернет-ресурсы.
Наглядно-дидактический материал:
1)
мозаика, пазлы, кубики;
2)
плоские и объемные геометрические фигуры и тела разной
величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, и др.);
3)
материал для аппликации, рисования;
4)
сюжетные и предметные картинки;
5)
детские книги для чтения;
Материально-технические условия:
 наличие помещения, столов и стульев;
 компьютер, проектор, мультимедийная доска.
 наличие методического, дидактического и раздаточного материалов
(пособия, литература и т.д.)
Материалы для занятий:
 рабочие тетради;
 карточки с заданиями.

Календарно -тематическое планирование
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.

Раздел
Диагностика познавательных процессов.
Игра «Разложи фигуры по образцу».
Игры «Собери фигуру», «Разложи по образцу».
Игры «Выполни по образцу», «Собери картинку».
Игры «Подбери деталь», «Нарисуй по описанию».
Игры «Разложи по порядку», «Собери картинку».
Игры «Разложи по образцу», «Нарисуй по описанию».
Игры «Собери картинки», «Назови цвет».
Игры
на
развитие
пространственно-временной
ориентации.
Игры на развитие внимания, восприятия, координации.
Игры на развитие внимания, памяти и мышления.
Игры на развитие внимания и памяти.
Игры на развитие внимания и мышления.
Игры на развитие внимания, памяти и мышления.
Игры на развитие внимания, восприятия, координации.
Зрительное восприятие «Куда поехала машина?»
«Надевание колец на стержень»
«Разбери и собери пирамидку из стаканчиков (разного
размера)»
Зрительное восприятие. «Зеленая травка. Желтое
солнышко».
«Как говорят животные?»
Слуховое восприятие «Телефончик».
Слуховое восприятие «Хлопни на слово».
Предметно-практическая
деятельность.
«Смешай
краски».
Предметно-практическая
деятельность.
«Открой
баночку, заполни ее фасолью».
Предметно-практическая деятельность. «Поделки из
пластилина».
Мелкая моторика. «Собираем кристаллы».
Графомоторные навыки: штриховка, обведение по
контуру.
Тактильная чувствительность «Чудесный мешочек».
Тактильная чувствительность: собирание матрешки,
пирамидки.
Тактильная чувствительность: Игра «Потерянные в
рисе».
Изображение различных эмоций. Эмоции: радость,
грусть, печаль, спокойствие, страх/испуг, злость,
удивление
Итоговая диагностика для определения уровня развития
сенсорных эталонов
Итого

Кол-во
часов
2
2
2
2
2
2
2
2
4
2
2
4
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
68

Дата


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».