РП Россия - мои горизонты. 10 кл. АООП вариант 2

Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Россия - мои горизонты»
составлена на основе Федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО (вариант 2), утвержденной
приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г.№1026.
ФАООП УО (вариант 2 )адресована обучающимся с умеренной, тяжёлой и
глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми
и множественными нарушениями развития с учетом реализации их особых
образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и
возможностей в 10 классе ГКОУ АО «ОШИ № 5».
‒
Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений
в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся, во исполнение поручений Президента РФ Пр-328
п. 1 от 23 февраля 2018 г., Пр-2182 от 20 декабря 2020 г.».
‒
Приказа Минпросвещения России от 31 августа 2023 г. № 650
«Об утверждении Порядка осуществления мероприятий по профессиональной
ориентации обучающихся по образовательным программам основного общего
и среднего общего образования».
Цель Курса: знакомство с востребованными профессиями и достижениями России
в различных отраслях экономики, разнообразием образовательных возможностей
для
осознанного
формирования
индивидуального
профессиональнообразовательного маршрута с учетом интересов, склонностей и способностей.
Задачи:
‒
формирование рекомендаций для обучающихся по построению
индивидуального профессионально-образовательного маршрута в зависимости
от интересов, способностей, доступных им возможностей;
‒
информирование обучающихся о специфике рынка труда и системе
профессионального и высшего образования (включая знакомство с
перспективными и востребованными профессиями, секторами экономики и видами
экономической деятельности);
‒
формирование у обучающихся навыков и умений конструирования
индивидуального образовательно-профессионального маршрута и его адаптация
с учетом возможностей среды;
‒
формирование ценностного отношения к труду как основному способу
достижения жизненного благополучия, залогу его успешного профессионального
самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне.
1. Место и роль курса внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты»
в плане внеурочной деятельности
Курс разработан с учетом преемственности профориентационных задач среднего
общего и основного общего образования.

2

Профориентационные занятия в рамках настоящей Программы включают описание
диагностик и их интерпретацию, а также рефлексивные занятия и занятие,
посвященное взаимодействию с родителями. В 10 классе занятия проводятся 1 раз
в неделю, 34 занятия в год.
2. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Россия – мои горизонты»
‒
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации своих
прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
‒
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление
к взаимопониманию и взаимопомощи;
‒
активное участие в жизни семьи, организации, местного сообщества,
родного края, страны;
‒
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
‒
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
‒
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,
социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном
и многоконфессиональном обществе;
‒
представление о способах противодействия коррупции;
‒
готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство,
помощь людям, нуждающимся в ней).
В сфере патриотического воспитания:
‒
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном
и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного
языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
‒
ценностное отношение к достижениям своей Родины – России
и родного субъекта Российской Федерации, к науке, искусству, спорту,
технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
‒
уважение
к
символам
России,
государственным
праздникам,
историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов,
проживающих
в родной стране.
В сфере духовно-нравственного воспитания:
‒
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора;
‒
готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки
других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания
последствий поступков;
‒
активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность
личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
‒
осознание ценности жизни;
‒
осознание необходимости соблюдения правил безопасности в любой
профессии;
‒
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый
образ жизни;
3

‒
соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного
поведения в интернет-среде;
‒
умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение
управлять собственным эмоциональным состоянием;
‒
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку
и такого же права другого человека.
‒
осознание важности трудолюбия, обучения труду, накопления навыков
трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной
самореализации в российском обществе;
‒
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода,
в том числе на основе применения изучаемого предметного знания;
‒
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
‒
уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
2.1. Содержание курса внеурочной деятельности
«Россия – мои горизонты»
Тема 1. Установочное занятие «Россия - мои горизонты» (1 час)
Россия – страна безграничных возможностей и профессионального развития.
Познавательные цифры и факты о развитии и достижениях. Разделение труда как
условие его эффективности. Разнообразие отраслей, сфер профессиональной
деятельности, профессий. Цели и возможности курса «Россия – мои горизонты»,
виды занятий, основные образовательные формы, правила взаимодействия. Портал
«Билет в будущее» https://bvbinfo.ru/. Единая модель профориентации.
Тема 2. Тематическое профориентационное занятие
«Открой свое будущее» (1 час)
. Базовые компоненты, которые необходимо учитывать при выборе профессии:
«Хочу» – ваши интересы; «Могу» – ваши способности; «Буду» – востребованность
на рынке труда в будущем, перспективы профессионального развития.
Тема 3. Тематическое профориентационное занятие
«Познаю себя» (1 час)
Роль профессиональных интересов в выборе профессиональной деятельности и
профильности общего обучения, дополнительного образования. Персонализация
образования. Повышение мотивации к самопознанию, профессиональному
самоопределению.
Тема 4. Россия индустриальная: атомные технологии (1 час)
Общая характеристика атомной отрасли. Ее значимость в экономике страны,
достижения в атомной отрасли и перспективы развития, основные профессии,
представленные в отрасли. Знания, необходимые в работе профессионалов данной
сферы. Интересы, помогающие стать успешными профессионалами-атомщиками.
Учебные предметы и дополнительное образование, помогающие в будущем
развиваться в атомной отрасли.

4

Тема 5. Россия индустриальная: космическая отрасль (1 час)
Общая характеристика и история спутникостроения. Значимость отрасли и
сопряженных с ней направлений в экономике страны, достижения
и перспективы развития, сферы применения спутниковых данных. Основные
профессии, представленные в отрасли спутникостроения и применения
спутниковых данных. Знания, необходимые для работы в данной сфере. Интересы,
учебные предметы и дополнительное образование, содействующие развитию
в инженерном направлении.
Тема 6. Россия аграрная: продовольственная безопасность (1 час)
Значимость подотраслей аграрной отрасли в экономике страны, основные
профессии,
представленные
в
агропромышленный
комплекс
(далее –АПК). Знания, необходимые при работе в АПК. Интересы, учебные
предметы и дополнительное образование, помогающие в будущем развиваться в
профессиях аграрной отрасли.
Тема 7. Россия комфортная: энергетика (1 час)
Значимость отрасли в экономике страны, основные профессии, представленные в
ней. Знания, интересы, учебные предметы и дополнительное образование,
помогающие в будущем развиваться в сфере энергетики.
Тема 8. Практико-ориентированное занятие (1 час)
Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных
областях. Педагогу предлагается выбор в тематике занятия.
Тема 9. Россия индустриальная: добыча, переработка, тяжелая
промышленность (1 час)
Общая характеристика отраслей: добыча и переработка.
Значимость отрасли в экономике страны, основные профессии, представленные в
отрасли. Знания, необходимые в работе профессионалов отрасли. Интересы,
учебные
предметы
и
дополнительное
образование,
помогающие
в будущем развиваться в отрасли добычи и переработки.
Тема 10. Россия индустриальная: машиностроение и судостроение
(занятие к 500-летию Северного морского пути) (1 час)
Общая характеристика судостроительной и машиностроительной отраслей, как
части индустриальной среды (тяжелой промышленности). Значимость для
экономики страны, основные профессии, представленные в судостроении
и машиностроении. Знания, необходимые в работе профессионалов отрасли.
Интересы, учебные предметы и дополнительное образование, помогающие
в будущем развиваться в судостроении и машиностроении.
Тема 11. Россия индустриальная: легкая промышленность (1 час)
Общая характеристика отрасли: легкая промышленность.
Значимость отрасли в экономике страны, основные профессии, представленные в
отраслях. Знания, необходимые в работе профессионалов отрасли. Интересы,
учебные
предметы
и
дополнительное
образование,
помогающие
в будущем развиваться в легкой промышленности.
Общая характеристика математики как науки.
Значимость
математики
для
науки,
профессиональной
деятельности
в различных сферах экономической деятельности, примеры профессий,
5

использующих математический аппарат. Знания, необходимые в работе
профессионалов, использующих математический аппарат для решения
профессиональных задач. Интересы, учебные предметы и дополнительное
образование, помогающие в будущем развиваться в сфере прикладной
и фундаментальной математики.
Тема 13. Россия безопасная: национальная безопасность (1 час)
Общая характеристика отраслей: вооруженные силы и гражданская оборона.
Значимость в экономике и обеспечении безопасности страны, основные профессии,
представленные в сферах деятельности. Знания, необходимые профессионалам
отрасли. Интересы и привычки, помогающие стать успешными профессионалами.
Учебные предметы и дополнительное образование.
Тема 14. Россия цифровая: IT – компании и отечественный финтех (1 час)
Значимость направления и IT-технологий в экономике страны, основные
профессии. Знания, интересы, учебные предметы и дополнительное образование,
помогающие в будущем развиваться в IT- направлении.
Тема 15. Россия индустриальная: пищевая промышленность
и общественное питание (1 час)
Общая характеристика отрасли. Основные профессии, представленные в отрасли.
Знания, необходимые в работе профессионалов отрасли. Интересы, привычки,
учебные
предметы
и
дополнительное
образование,
помогающие
в будущем развиваться в рассматриваемых отраслях.
Тема 16. Практико-ориентированное занятие (1 час)
Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных
областях. Педагогу предлагается выбор в тематике занятия.
Тема 17. Профориентационное тематическое занятие «Мое будущее»
(1 час)
Групповой разбор и интерпретация профориентационных диагностик первого
полугодия. Комплексный учет факторов при выборе профессии и образования.
Навык обращения с результатами диагностики, соотнесение рекомендаций с
собственными представлениями.
Тема 18. Профориентационное занятие (1 час)
«Мои качества»: Личностные особенности и выбор профессии.
Тема 19. Россия деловая: предпринимательство и бизнес (1 час)
Общая характеристика предпринимательской деятельности.
Значимость предпринимательства в экономике страны, основные виды
предпринимательства. Необходимые знания и навыки. Учебные предметы
и дополнительное образование важные для сферы предпринимательства.
Тема 20. Россия умная: наука и технологии (1 час)
Общая характеристика науки и образования как сферы занятости.
Значимость науки в экономике страны, основные профессии, наукоемкие
технологии, роль фундаментальных исследований. Знания, интересы, привычки,
роль олимпиадного движения, помогающие стать успешными учеными. Учебные
6

предметы и дополнительное образование, помогающие в будущем развиваться
в науке и образовании.
Тема 21. Россия гостеприимная: сервис и туризм (1 час)
Общая
характеристика
сферы
деятельности
в
области
туризма
и гостеприимства. Значимость в экономике страны, достижения и перспективы
развития внутреннего и международного туризма, основные профессии,
представленные в сфере деятельности. Знания, необходимые в работе
профессионалов отрасли. Интересы, привычки, направления дополнительного
образования, помогающие стать успешными профессионалами.
Тема 22. Россия безопасная. Защитники Отечества (1 ч.)
Занятие посвящено Дню Героев Отечества (9 декабря) и роли Вооруженных сил
Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности.
Тема 23. Россия комфортная: транспорт (1 час)
Общая характеристика отрасли. Значимость транспортной сферы для экономики
страны, основные профессии, представленные в ней. Знания, необходимые в
работе профессионалов отрасли. Интересы, привычки, учебные предметы и
дополнительное
образование,
помогающие
в
будущем
развиваться
в отрасли.
Тема 24. Россия на связи: интернет и телекоммуникация (1 час)
Общая характеристика профессиональной деятельности в области обеспечения
связи и телекоммуникаций. Знания, необходимые при работе в сфере обеспечения
связи. Интересы, привычки, учебные предметы и дополнительное образование,
помогающие в будущем развиваться в области обеспечения связи
и телекоммуникациях.
Тема 25. Практико-ориентированное занятие (1 час)
Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных
сферах профессиональной деятельности и отраслей. Педагогу предлагается выбор
в тематике занятия.
Тема 26. Проектное занятие: поговори с родителями (1 час)
Занятие посвящено теме «Поговори с родителями» и предполагает знакомство с
особенностями проведения тематической беседы с родителями (значимыми
взрослыми) на тему «Профессии родителей».
Тема 27. Россия здоровая: медицина и фармацевтика в России (1 час)
Общая характеристика отраслей: медицина и фармация.
Значимость отраслей в экономике страны, основные профессии, представленные в
отраслях. Знания, интересы, учебные предметы и дополнительное образование,
помогающие в будущем развиваться в отраслях медицина и фармация.
Тема 28. Россия индустриальная: космическая отрасль (1 час)
Общая характеристика космической отрасли. Значимость космических технологий
для развития экономики России, основные профессии. Знания, необходимые для
профессионалов отрасли. Учебные предметы и дополнительное образование,
помогающие в будущем развиваться в космической отрасли.
Тема 29. Россия творческая: культура и искусство (1 час)
Общая характеристика креативной индустрии.
7

Значимость промышленного дизайна и креативных индустрий для различных сфер
производства и услуг. Знания, навыки и умения, необходимые для работы
профессионалов отрасли. Интересы, привычки, хобби, помогающие стать
успешными профессионалами. Учебные предметы и дополнительное образование,
помогающие в будущем развиваться в изучаемых отраслях.
Тема 30. Практико-ориентированное занятие (1 час)
Занятие направлено на углубление и расширения представлений о профессиях в
изученных областях.
Тема 31. Россия комфортная. Строительство и города будущего (1 час)
Общая
характеристика
отраслей:
строительство
и
эксплуатация
и обслуживание зданий. Значимость отраслей в экономике страны, основные
профессии, представленные в отраслях. Знания, необходимые в работе
профессионалов
отрасли.
Интересы,
привычки,
учебные
предметы
и дополнительное образование, помогающие в будущем развиваться в отраслях
строительства и архитектуры.
Тема 32. Россия безопасная: военно-промышленный комплекс (ВПК) (1 час)
Общая характеристика военно-промышленного комплекса как сферы занятости.
Значимость отрасли в обеспечении безопасности России, основные профессии.
Знания, необходимые в работе в сфере ВПК. Интересы, привычки, помогающие
стать
успешными
профессионалами.
Учебные
предметы
и дополнительное образование, помогающие в будущем развиваться в
направлениях ВПК.
Тема 33. Практико-ориентированное занятие (1 час)
Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных
областях. Педагогу предлагается выбор в тематике занятия.
Тема 34. Рефлексивное занятие (1 час)
Итоги изучения курса за год. Что было самым важным и впечатляющим.

8

3. Тематическое планирование

№
1.
2.

3.

4.
5.
6.
7.
8.

9.

10.

11.
12.
13.
14.

15.

16.
17.

Тема, раздел курса

Дата

Тема 1.
Установочное занятие «Россия – мои горизонты» (1 час)
Тема 2.
Тематическое профориентационное занятие «Открой свое
будущее» (1 час)
Тема 3.
Тематическое профориентационное занятие
«Познаю себя»
(1 час)
Тема 4.
Россия индустриальная: атомные технологии
(1 час)
Тема 5.
Россия индустриальная: космические технологии (1 час)
Тема 6.
Россия аграрная: продовольственная безопасность (1 час)
Тема 7.
Россия комфортная: энергетика (1 час)
Тема 8.
Практико-ориентированное занятие (1 час)
Тема 9.
Россия индустриальная: добыча, переработка, тяжелая
промышленность
(1 час)
Тема 10.
Россия индустриальная: машиностроение и судостроение (К 500летию Северного морского пути) (1 час)
Тема 11.
Россия индустриальная: легкая промышленность
(1 час)
Тема 12. Россия умная: математика в действии (1 час)
Тема 13.
Россия безопасная: национальная безопасность (1 час)
Тема 14.
Россия цифровая: IT - компании и отечественный финтех (1 час)
Тема 15.
Россия индустриальная: пищевая промышленность и общественное
питание (1 час)
Тема 16.
Практико-ориентированное занятие (1 час)
Тема 17.
Профориентационное тематическое занятие «Мое будущее»
(1 час)
9

18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.

32.
33.
34.

Тема 18.
Профориентационное занятие (1 час)
Тема 19.
Россия деловая: предпринимательство и бизнес (1 час)
Тема 20.
Россия умная: наука и технологии (1 час)
Тема 21.
Россия гостеприимная: сервис и туризм
(1 час)
Тема 22.
Россия безопасная: защитники Отечества (1 час)
Тема 23.
Россия комфортная: транспорт. (1 час)
Тема 24.
Россия на связи: интернет и телекоммуникация
(1 час)
Тема 25.
Практико-ориентированное занятие (1 час)
Тема 26.
Проектное занятие:
поговори с родителями (1 час)
Тема 27.
Россия здоровая: медицина и фармацевтика в России. (1 час)
Тема 28.
Россия индустриальная: космическая отрасль (1 час)
Тема 29.
Россия творческая: культура и искусство (1 час)
Тема 30.
Практико-ориентированное занятие (1 час)
Тема 31.
Россия комфортная. Строительство и города будущего.
(1 час)
Тема 32.
Россия безопасная: военно-промышленный комплекс (ВПК)
(1 час)
Тема 33.
Практико-ориентированное занятие (1 час)
Тема 34.
Рефлексивное занятие (1 час)

10

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».