Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Россия - мои горизонты»
составлена на основе Федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО (вариант 2), утвержденной
приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г.№1026.
ФАООП УО (вариант 2 )адресована обучающимся с умеренной, тяжёлой и
глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми
и множественными нарушениями развития с учетом реализации их особых
образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и
возможностей в 10 классе ГКОУ АО «ОШИ № 5».
‒
Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений
в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся, во исполнение поручений Президента РФ Пр-328
п. 1 от 23 февраля 2018 г., Пр-2182 от 20 декабря 2020 г.».
‒
Приказа Минпросвещения России от 31 августа 2023 г. № 650
«Об утверждении Порядка осуществления мероприятий по профессиональной
ориентации обучающихся по образовательным программам основного общего
и среднего общего образования».
Цель Курса: знакомство с востребованными профессиями и достижениями России
в различных отраслях экономики, разнообразием образовательных возможностей
для
осознанного
формирования
индивидуального
профессиональнообразовательного маршрута с учетом интересов, склонностей и способностей.
Задачи:
‒
формирование рекомендаций для обучающихся по построению
индивидуального профессионально-образовательного маршрута в зависимости
от интересов, способностей, доступных им возможностей;
‒
информирование обучающихся о специфике рынка труда и системе
профессионального и высшего образования (включая знакомство с
перспективными и востребованными профессиями, секторами экономики и видами
экономической деятельности);
‒
формирование у обучающихся навыков и умений конструирования
индивидуального образовательно-профессионального маршрута и его адаптация
с учетом возможностей среды;
‒
формирование ценностного отношения к труду как основному способу
достижения жизненного благополучия, залогу его успешного профессионального
самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне.
1. Место и роль курса внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты»
в плане внеурочной деятельности
Курс разработан с учетом преемственности профориентационных задач среднего
общего и основного общего образования.
2
Профориентационные занятия в рамках настоящей Программы включают описание
диагностик и их интерпретацию, а также рефлексивные занятия и занятие,
посвященное взаимодействию с родителями. В 10 классе занятия проводятся 1 раз
в неделю, 34 занятия в год.
2. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Россия – мои горизонты»
‒
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации своих
прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
‒
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление
к взаимопониманию и взаимопомощи;
‒
активное участие в жизни семьи, организации, местного сообщества,
родного края, страны;
‒
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
‒
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
‒
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,
социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном
и многоконфессиональном обществе;
‒
представление о способах противодействия коррупции;
‒
готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство,
помощь людям, нуждающимся в ней).
В сфере патриотического воспитания:
‒
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном
и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного
языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
‒
ценностное отношение к достижениям своей Родины – России
и родного субъекта Российской Федерации, к науке, искусству, спорту,
технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
‒
уважение
к
символам
России,
государственным
праздникам,
историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов,
проживающих
в родной стране.
В сфере духовно-нравственного воспитания:
‒
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора;
‒
готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки
других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания
последствий поступков;
‒
активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность
личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
‒
осознание ценности жизни;
‒
осознание необходимости соблюдения правил безопасности в любой
профессии;
‒
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый
образ жизни;
3
‒
соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного
поведения в интернет-среде;
‒
умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение
управлять собственным эмоциональным состоянием;
‒
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку
и такого же права другого человека.
‒
осознание важности трудолюбия, обучения труду, накопления навыков
трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной
самореализации в российском обществе;
‒
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода,
в том числе на основе применения изучаемого предметного знания;
‒
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
‒
уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
2.1. Содержание курса внеурочной деятельности
«Россия – мои горизонты»
Тема 1. Установочное занятие «Россия - мои горизонты» (1 час)
Россия – страна безграничных возможностей и профессионального развития.
Познавательные цифры и факты о развитии и достижениях. Разделение труда как
условие его эффективности. Разнообразие отраслей, сфер профессиональной
деятельности, профессий. Цели и возможности курса «Россия – мои горизонты»,
виды занятий, основные образовательные формы, правила взаимодействия. Портал
«Билет в будущее» https://bvbinfo.ru/. Единая модель профориентации.
Тема 2. Тематическое профориентационное занятие
«Открой свое будущее» (1 час)
. Базовые компоненты, которые необходимо учитывать при выборе профессии:
«Хочу» – ваши интересы; «Могу» – ваши способности; «Буду» – востребованность
на рынке труда в будущем, перспективы профессионального развития.
Тема 3. Тематическое профориентационное занятие
«Познаю себя» (1 час)
Роль профессиональных интересов в выборе профессиональной деятельности и
профильности общего обучения, дополнительного образования. Персонализация
образования. Повышение мотивации к самопознанию, профессиональному
самоопределению.
Тема 4. Россия индустриальная: атомные технологии (1 час)
Общая характеристика атомной отрасли. Ее значимость в экономике страны,
достижения в атомной отрасли и перспективы развития, основные профессии,
представленные в отрасли. Знания, необходимые в работе профессионалов данной
сферы. Интересы, помогающие стать успешными профессионалами-атомщиками.
Учебные предметы и дополнительное образование, помогающие в будущем
развиваться в атомной отрасли.
4
Тема 5. Россия индустриальная: космическая отрасль (1 час)
Общая характеристика и история спутникостроения. Значимость отрасли и
сопряженных с ней направлений в экономике страны, достижения
и перспективы развития, сферы применения спутниковых данных. Основные
профессии, представленные в отрасли спутникостроения и применения
спутниковых данных. Знания, необходимые для работы в данной сфере. Интересы,
учебные предметы и дополнительное образование, содействующие развитию
в инженерном направлении.
Тема 6. Россия аграрная: продовольственная безопасность (1 час)
Значимость подотраслей аграрной отрасли в экономике страны, основные
профессии,
представленные
в
агропромышленный
комплекс
(далее –АПК). Знания, необходимые при работе в АПК. Интересы, учебные
предметы и дополнительное образование, помогающие в будущем развиваться в
профессиях аграрной отрасли.
Тема 7. Россия комфортная: энергетика (1 час)
Значимость отрасли в экономике страны, основные профессии, представленные в
ней. Знания, интересы, учебные предметы и дополнительное образование,
помогающие в будущем развиваться в сфере энергетики.
Тема 8. Практико-ориентированное занятие (1 час)
Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных
областях. Педагогу предлагается выбор в тематике занятия.
Тема 9. Россия индустриальная: добыча, переработка, тяжелая
промышленность (1 час)
Общая характеристика отраслей: добыча и переработка.
Значимость отрасли в экономике страны, основные профессии, представленные в
отрасли. Знания, необходимые в работе профессионалов отрасли. Интересы,
учебные
предметы
и
дополнительное
образование,
помогающие
в будущем развиваться в отрасли добычи и переработки.
Тема 10. Россия индустриальная: машиностроение и судостроение
(занятие к 500-летию Северного морского пути) (1 час)
Общая характеристика судостроительной и машиностроительной отраслей, как
части индустриальной среды (тяжелой промышленности). Значимость для
экономики страны, основные профессии, представленные в судостроении
и машиностроении. Знания, необходимые в работе профессионалов отрасли.
Интересы, учебные предметы и дополнительное образование, помогающие
в будущем развиваться в судостроении и машиностроении.
Тема 11. Россия индустриальная: легкая промышленность (1 час)
Общая характеристика отрасли: легкая промышленность.
Значимость отрасли в экономике страны, основные профессии, представленные в
отраслях. Знания, необходимые в работе профессионалов отрасли. Интересы,
учебные
предметы
и
дополнительное
образование,
помогающие
в будущем развиваться в легкой промышленности.
Общая характеристика математики как науки.
Значимость
математики
для
науки,
профессиональной
деятельности
в различных сферах экономической деятельности, примеры профессий,
5
использующих математический аппарат. Знания, необходимые в работе
профессионалов, использующих математический аппарат для решения
профессиональных задач. Интересы, учебные предметы и дополнительное
образование, помогающие в будущем развиваться в сфере прикладной
и фундаментальной математики.
Тема 13. Россия безопасная: национальная безопасность (1 час)
Общая характеристика отраслей: вооруженные силы и гражданская оборона.
Значимость в экономике и обеспечении безопасности страны, основные профессии,
представленные в сферах деятельности. Знания, необходимые профессионалам
отрасли. Интересы и привычки, помогающие стать успешными профессионалами.
Учебные предметы и дополнительное образование.
Тема 14. Россия цифровая: IT – компании и отечественный финтех (1 час)
Значимость направления и IT-технологий в экономике страны, основные
профессии. Знания, интересы, учебные предметы и дополнительное образование,
помогающие в будущем развиваться в IT- направлении.
Тема 15. Россия индустриальная: пищевая промышленность
и общественное питание (1 час)
Общая характеристика отрасли. Основные профессии, представленные в отрасли.
Знания, необходимые в работе профессионалов отрасли. Интересы, привычки,
учебные
предметы
и
дополнительное
образование,
помогающие
в будущем развиваться в рассматриваемых отраслях.
Тема 16. Практико-ориентированное занятие (1 час)
Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных
областях. Педагогу предлагается выбор в тематике занятия.
Тема 17. Профориентационное тематическое занятие «Мое будущее»
(1 час)
Групповой разбор и интерпретация профориентационных диагностик первого
полугодия. Комплексный учет факторов при выборе профессии и образования.
Навык обращения с результатами диагностики, соотнесение рекомендаций с
собственными представлениями.
Тема 18. Профориентационное занятие (1 час)
«Мои качества»: Личностные особенности и выбор профессии.
Тема 19. Россия деловая: предпринимательство и бизнес (1 час)
Общая характеристика предпринимательской деятельности.
Значимость предпринимательства в экономике страны, основные виды
предпринимательства. Необходимые знания и навыки. Учебные предметы
и дополнительное образование важные для сферы предпринимательства.
Тема 20. Россия умная: наука и технологии (1 час)
Общая характеристика науки и образования как сферы занятости.
Значимость науки в экономике страны, основные профессии, наукоемкие
технологии, роль фундаментальных исследований. Знания, интересы, привычки,
роль олимпиадного движения, помогающие стать успешными учеными. Учебные
6
предметы и дополнительное образование, помогающие в будущем развиваться
в науке и образовании.
Тема 21. Россия гостеприимная: сервис и туризм (1 час)
Общая
характеристика
сферы
деятельности
в
области
туризма
и гостеприимства. Значимость в экономике страны, достижения и перспективы
развития внутреннего и международного туризма, основные профессии,
представленные в сфере деятельности. Знания, необходимые в работе
профессионалов отрасли. Интересы, привычки, направления дополнительного
образования, помогающие стать успешными профессионалами.
Тема 22. Россия безопасная. Защитники Отечества (1 ч.)
Занятие посвящено Дню Героев Отечества (9 декабря) и роли Вооруженных сил
Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности.
Тема 23. Россия комфортная: транспорт (1 час)
Общая характеристика отрасли. Значимость транспортной сферы для экономики
страны, основные профессии, представленные в ней. Знания, необходимые в
работе профессионалов отрасли. Интересы, привычки, учебные предметы и
дополнительное
образование,
помогающие
в
будущем
развиваться
в отрасли.
Тема 24. Россия на связи: интернет и телекоммуникация (1 час)
Общая характеристика профессиональной деятельности в области обеспечения
связи и телекоммуникаций. Знания, необходимые при работе в сфере обеспечения
связи. Интересы, привычки, учебные предметы и дополнительное образование,
помогающие в будущем развиваться в области обеспечения связи
и телекоммуникациях.
Тема 25. Практико-ориентированное занятие (1 час)
Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных
сферах профессиональной деятельности и отраслей. Педагогу предлагается выбор
в тематике занятия.
Тема 26. Проектное занятие: поговори с родителями (1 час)
Занятие посвящено теме «Поговори с родителями» и предполагает знакомство с
особенностями проведения тематической беседы с родителями (значимыми
взрослыми) на тему «Профессии родителей».
Тема 27. Россия здоровая: медицина и фармацевтика в России (1 час)
Общая характеристика отраслей: медицина и фармация.
Значимость отраслей в экономике страны, основные профессии, представленные в
отраслях. Знания, интересы, учебные предметы и дополнительное образование,
помогающие в будущем развиваться в отраслях медицина и фармация.
Тема 28. Россия индустриальная: космическая отрасль (1 час)
Общая характеристика космической отрасли. Значимость космических технологий
для развития экономики России, основные профессии. Знания, необходимые для
профессионалов отрасли. Учебные предметы и дополнительное образование,
помогающие в будущем развиваться в космической отрасли.
Тема 29. Россия творческая: культура и искусство (1 час)
Общая характеристика креативной индустрии.
7
Значимость промышленного дизайна и креативных индустрий для различных сфер
производства и услуг. Знания, навыки и умения, необходимые для работы
профессионалов отрасли. Интересы, привычки, хобби, помогающие стать
успешными профессионалами. Учебные предметы и дополнительное образование,
помогающие в будущем развиваться в изучаемых отраслях.
Тема 30. Практико-ориентированное занятие (1 час)
Занятие направлено на углубление и расширения представлений о профессиях в
изученных областях.
Тема 31. Россия комфортная. Строительство и города будущего (1 час)
Общая
характеристика
отраслей:
строительство
и
эксплуатация
и обслуживание зданий. Значимость отраслей в экономике страны, основные
профессии, представленные в отраслях. Знания, необходимые в работе
профессионалов
отрасли.
Интересы,
привычки,
учебные
предметы
и дополнительное образование, помогающие в будущем развиваться в отраслях
строительства и архитектуры.
Тема 32. Россия безопасная: военно-промышленный комплекс (ВПК) (1 час)
Общая характеристика военно-промышленного комплекса как сферы занятости.
Значимость отрасли в обеспечении безопасности России, основные профессии.
Знания, необходимые в работе в сфере ВПК. Интересы, привычки, помогающие
стать
успешными
профессионалами.
Учебные
предметы
и дополнительное образование, помогающие в будущем развиваться в
направлениях ВПК.
Тема 33. Практико-ориентированное занятие (1 час)
Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных
областях. Педагогу предлагается выбор в тематике занятия.
Тема 34. Рефлексивное занятие (1 час)
Итоги изучения курса за год. Что было самым важным и впечатляющим.
8
3. Тематическое планирование
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
Тема, раздел курса
Дата
Тема 1.
Установочное занятие «Россия – мои горизонты» (1 час)
Тема 2.
Тематическое профориентационное занятие «Открой свое
будущее» (1 час)
Тема 3.
Тематическое профориентационное занятие
«Познаю себя»
(1 час)
Тема 4.
Россия индустриальная: атомные технологии
(1 час)
Тема 5.
Россия индустриальная: космические технологии (1 час)
Тема 6.
Россия аграрная: продовольственная безопасность (1 час)
Тема 7.
Россия комфортная: энергетика (1 час)
Тема 8.
Практико-ориентированное занятие (1 час)
Тема 9.
Россия индустриальная: добыча, переработка, тяжелая
промышленность
(1 час)
Тема 10.
Россия индустриальная: машиностроение и судостроение (К 500летию Северного морского пути) (1 час)
Тема 11.
Россия индустриальная: легкая промышленность
(1 час)
Тема 12. Россия умная: математика в действии (1 час)
Тема 13.
Россия безопасная: национальная безопасность (1 час)
Тема 14.
Россия цифровая: IT - компании и отечественный финтех (1 час)
Тема 15.
Россия индустриальная: пищевая промышленность и общественное
питание (1 час)
Тема 16.
Практико-ориентированное занятие (1 час)
Тема 17.
Профориентационное тематическое занятие «Мое будущее»
(1 час)
9
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
Тема 18.
Профориентационное занятие (1 час)
Тема 19.
Россия деловая: предпринимательство и бизнес (1 час)
Тема 20.
Россия умная: наука и технологии (1 час)
Тема 21.
Россия гостеприимная: сервис и туризм
(1 час)
Тема 22.
Россия безопасная: защитники Отечества (1 час)
Тема 23.
Россия комфортная: транспорт. (1 час)
Тема 24.
Россия на связи: интернет и телекоммуникация
(1 час)
Тема 25.
Практико-ориентированное занятие (1 час)
Тема 26.
Проектное занятие:
поговори с родителями (1 час)
Тема 27.
Россия здоровая: медицина и фармацевтика в России. (1 час)
Тема 28.
Россия индустриальная: космическая отрасль (1 час)
Тема 29.
Россия творческая: культура и искусство (1 час)
Тема 30.
Практико-ориентированное занятие (1 час)
Тема 31.
Россия комфортная. Строительство и города будущего.
(1 час)
Тема 32.
Россия безопасная: военно-промышленный комплекс (ВПК)
(1 час)
Тема 33.
Практико-ориентированное занятие (1 час)
Тема 34.
Рефлексивное занятие (1 час)
10
11