РП ОСМ

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий социальный
мир»

составлена

на

основе

Федеральной

адаптированной

основной

общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО (вариант 2),
утвержденной

приказом

Министерства

просвещения

России

от

24.11.2022г.№1026.
ФАООП УО (вариант 2 )адресована обучающимся с умеренной, тяжёлой и
глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
тяжёлыми и множественными нарушениями развития с учетом реализации
их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных
особенностей и возможностей в 10 классе ГКОУ АО «ОШИ № 5».
Основная цель реализации программы по предмету окружающий
социальный мир формирование представлений о человеке и окружающем его
социальном и предметном мире, а также умения соблюдать элементарные
правила поведения в социальной среде.
Основные задачи реализации программы:


знакомство с явлениями социальной жизни

(человек и его деятельность, общепринятые нормы
поведения),

мире,

формирование представлений о предметном
созданном

функциональное

человеком

(многообразие,

назначение

окружающих

предметов, действия с ними).


овладение

детьми

в

процессе

игровой

деятельности опытом социального поведения, для
наиболее полной их реабилитации и интеграции в
социуме; повышение общего и речевого развития
учащихся.

Приоритетные направления в воспитательной работе на уроках по
предмету окружающий социальный мир
1.

Патриотическое

воспитание:

уважение

к

символам

России,

государственным праздникам, историческому и природному наследию
и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной
стране.
2.Гражданское воспитание:

представления об основных, правах

свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах
межличностных

отношений

в

поликультурном

и

многоконфессиональном обществе.
3. Духовно-нравственное воспитание: ориентация на моральные
ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора.
Общая характеристика учебного предмета с учётом особенностей его
усвоения обучающихся
Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об
окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться
в социальные отношения. В силу различных особенностей физического,
интеллектуального, эмоционального развития дети с ТМНР испытывают
трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа
учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно
формировать осмысленное восприятие социальной действительности и
включаться на доступном уровне в жизнь общества. Программа представлена
следующими разделами: «Квартира, дом, двор», «Школа», «Предметы и
материалы, изготовленные человеком», «Транспорт», «Страна», «Традиции и
обычаи». В процессе обучения у ребенка формируются представления о
родном городе, в котором он проживает, о России, её культуре, истории,
современной жизни. Знакомясь с рукотворными объектами и социальными
явлениями окружающей

действительности, ребенок учится выделять их

характерные

объединять

признаки,

в

группы

по

этим

признакам,

устанавливать связи между ними. Получая представления о социальной
жизни, в которую он включен, ребенок учится соотносить свое поведение и

поступки других людей с нравственными ценностями (эталонами) и
общепринятыми нормами поведения. Ребенок учится ориентироваться в
различных ситуациях: избегать риски и угрозы его жизни и здоровью, в
частности, учится быть внимательным и осторожным на улице, дома, в
школе.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
В 10 классах занятия проводятся 4 раза в неделю. Продолжительность
занятий 40 минут, общее количество занятий в год - 136 часа.
Учебный план ГК ОУ АО «ОШИ №5» рассчитан на 34 учебные недели.
Класс

I четверть II четверть

III четверть

IV
четверть

Всего

Количество часов
10

32

32

44

28

136

Планируемые результаты изучения учебного предмета


представления о мире, созданном руками человека;



представления о доме, школе, о расположенных в них и

рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая
площадка, и др.), о транспорте и т.д.;


умение соблюдать элементарные правила безопасности

поведения в доме,

на улице, в транспорте, в общественных

местах;


представления

об

окружающих

людях:

овладение

первоначальными представлениями о социальной жизни, о
профессиональных и социальных ролях людей;


представления

о

деятельности

и

профессиях

людей,

окружающих ребенка (учитель, повар, врач, водитель ит.д.);


представления о социальных ролях людей (пассажир,

пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно
социальным ролям в различных ситуациях;



умение соблюдать правила поведения на уроках и во

внеурочной деятельности, взаимодействовать с взрослыми и
сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта,
соответствующие возрасту и полу ребенка;

группе

умение

взаимодействовать

в

в

процессе

игровой,

учебной,

других видах доступной деятельности;


представление о праздниках, праздничных мероприятиях,

их содержании, участие в них;


представления об обязанностях и правах ребенка;


обязанностях

представления

об

обучающегося,

сына, дочери;



представление о стране проживания Россия;



представление о стране, городе (селе), месте проживания;



представление о государственно символике (флаг, герб,

гимн);
Содержание учебного предмета
Школа.
Представление о себе как обучающемся в коллективе одноклассников.
Представление о дружеских взаимоотношениях. Соблюдение правил
учебного поведения. Обращение за разрешением к взрослым, когда ситуация
этого требует. Соблюдение общепринятых норм поведения дома, на улице, в
общественных местах. Представления о профессиях людей, работающих в
школе, о школьных принадлежностях (школьная доска, парта, мел, ранец,
учебник, тетрадь, карандаш, точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка,
линейка, краски, кисточка, пластилин и т.д.). Ориентация в классе, его зонах
и в местах расположения учебных принадлежностей. Соблюдение дежурства
в школе. Ориентация в помещениях школы, на школьной территории, в
распорядке школьного дня.
Квартира, дом, двор.

Представление о частях дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол).
Ориентация в помещениях своего дома. Домашний адрес. Представление о
типах домов (одно-этажные /многоэтажные, каменные/ деревянные).
Представление о местах общего пользования в доме (чердак, подвал,
подъезд, лестничная площадка, лифт, двор). Различение частей территории
двора и соблюдение правил поведения во дворе. Представление о
помещениях

(комната,

прихожая,

кухня,

ванная

комната,

туалет).

Представление о предметах мебели (стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло,
кровать,

табурет,

комод).Представление

о

предметах

посуды,

предназначенных для сервировки стола (тарелка, стакан, кружка, ложка,
вилка, нож) и для приготовления пищи (кастрюля, сковорода, чайник,
половник, нож).Представление об электроприборах (телевизор, утюг, лампа,
вентилятор, магнитофон, микроволновая печь, электрический чайник, фен).
Представление об электронных устройствах ( сотовый телефон, компьютер).
Использование предметов домашнего обихода в повседневной жизни.
Представление о территории двора (место для отдыха, игровая площадка,
спортивная площадка, место для парковки автомобилей.
Предметы и материалы, изготовленные человеком.
Представление о бумаге, стекле, резине, металле, ткани, керамике, пластмассе
и др. Представление об основных свойствах материалов и изготовленных из
них предметов:

например: стекло, керамика – хрупкие, могут разбиться;

бумага – рвется, режется и т.д. Представления о применении различных
материалов и тд.
Транспорт.
Представление и виды

наземного и подземного транспорта. Соблюдение

правил дорожного движения. Дорога из дома в школу и обратно. Правила
дорожного движения. Представление и виды о воздушном транспорте.
Представление и виды водного транспорта. Представление о космическом
транспорте. Представление о профессиях людей, работающих на транспорте.
Представление

об

общественном

транспорте.

Соблюдение

правил

пользования общественным транспортом и правила общения в транспорте.

Представление о специальном транспорте. Представление о профессиях
людей, работающих на специальном транспорте.
Традиции, обычаи.
Представление о празднике. Семейные традиции, праздники. Представление
о школьных праздниках и традициях: День знаний, последний учебный день,
день рождения школы и др., участие в школьных мероприятиях.
Страна.
Представление

о

государстве

Россия

и

государственной

символике.

Представление о правах и обязанностях гражданина России. Представление о
некоторых значимых исторических событиях России. Представление о
выдающихся людях России. Город в котором мы живем. Дома и магазины в
моем городе Достопримечательности нашего города.

Описание материально - технического обеспечения
образовательной деятельности


компьютерные обучающие игры;



натуральные объекты, муляжи, макеты;



предметные сюжетные картинки;



дидактические игры: «Лото – профессий», «Пазлы – профессий»

«Воздушный транспорт»,

«Наземный транспорт»,

«Водный транспорт»

«Грузовые и легковые машины» и т.д.


аудио и видеоматериалы, презентации, иллюстрирующие социальную

жизнь людей, правила поведения в общественных местах.


тетради

–

раскраски

с

различными

объектами

окружающего

социального мира.


комплект рабочих тетрадей "Я-говорю!" под редакцией Л. Б. Баряевой,

Е. Т. Логиновой, Л. В. Лопатиной (из серии "Ребенок в семье", "Ребенок и его
игрушки", "Ребенок в школе", "Ребенок и его дом".

Календарно –тематическое планирование.
№ п/п
1

Помещения школы.

Кол-во
час
1

2

Профессии людей, работающих в школе.

1

3

Правила поведения учащегося на уроках.

1

4
5

Правила поведения учащегося на перемене.
Правила поведения учащегося в столовой.

1
1

6

Правила поведения учащегося в библиотеке.

1

7

Внешний вид школьника.

1

8
9-10

Режим дня школьника.
Знание традиций и атрибутов праздников (Новый
Год, День Победы, 8 марта, Масленица, 23
февраля, Пасха).

1
2

11
12
13-14
15-16
17
18-19
20-21

Школьные традиции.
Нравственные традиции.
Традиции моей семьи.
Положительные качества человека.
Способы проявления дружеских отношений
Отрицательные качества человека.
Мой дом. Домашний адрес.

1
1
2
2
1
2
2

22-23
24

Правила безопасного поведения в доме.
Правила безопасности, поведения в местах общего
пользования в доме.
Помещения квартиры, их функциональное
назначение.
Коммунальные удобства квартиры.
Правила безопасности и поведения во время
аварийной ситуации в доме.

2
1

30
31-32
33-34

Мой двор
Правила безопасности и поведения во дворе
Вредные насекомые (муравьи, тараканы), грызуны
(крысы, мыши), живущие в доме.

1
2
2

35-36

Правила поведения в чрезвычайной ситуации.

2

37-38

Посуда. Узнавание (различение). Назначение
посуды.
Часы. Строение часов.
Аудио, видеотехника и средства связи (телефон,
компьютер, планшет, магнитофон, плеер,
видеоплеер).
Телефон, планшет. Назначение,
последовательность действий при пользовании,
использование (связь, игра и т.п.).

2

Электробытовые приборы. Назначение
электроприборов.

2

25-26
27
28-29

39-40
41-43

44-45

46-47

Тема предмета

2
1
2

2
3

2

Дата

Правила техники безопасности при пользовании
электробытовым прибором.
Мебель. Назначения предметов мебели

2

Различение видов мебели (кухонная, спальная,
кабинетная и др.).
Кухонный инвентарь. Назначение.
Предметы интерьера (светильник, зеркало, штора,
скатерть, ваза, статуэтки, свечи).
Назначение предметов интерьера.
Стекло. Свойства стекла (прозрачность,
хрупкость).

2

59

Предметы, изготовленные из стекла.

1

60

Правила безопасности при обращении с
предметами, изготовленными из стекла.

1

61

Резина. Свойства резины (эластичность,
непрозрачность, водонепроницаемость).

1

62

Предметы из резины.

1

63

Металл. Свойства металла (прочность, твёрдость –
трудно сломать, тонет в воде).

1

64

Предметы, изготовленные из металла (ведро, игла,
кастрюля, др.).

1

65

Ткань. Свойства ткани.

1

66

Предметы из ткани (одежда, скатерть, штора,
1
покрывала, постельное бельё, обивка мебели и др.).

67

Инструменты, для работы с тканью (ножницы,
игла).

1

68

Пластмасса. Свойство пластмассы (лёгкость,
хрупкость).

1

69

Предметы из пластмассы.

1

70

Продукты питания.

1

71

Напитки по внешнему виду, на вкус.

1

72

Узнавание упаковок с напитком.

1

73

Молочные продукты по внешнему виду, на вкус.

1

74

Правила хранения молочных продуктов.

1

75-76

Мясные продукты готовые к употреблению.

2

77-78

Мясные продукты, требующие обработки.
Способы обработки (приготовления) мясных
продуктов.

2

79

Рыбные продукты готовые к употреблению.

1

80

Рыбные продукты, требующие обработки.
Способы обработки (приготовления) рыбных

1

48-49
50-51
52-53
54-55
56
57
58

2

2
1
1
1

продуктов.
81

Правила хранения мясных и рыбных продуктов.

1

82

Мучные изделия готовые к употреблению.

1

83

Мука и мучные изделия, требующие обработки
(приготовления).

1

84

Способы приготовления мучных изделий.

1

84

Правила хранения мучных изделий.

1

85

Крупы и бобовые: готовые к употреблению
(консервированная фасоль, кукуруза, горошек,
свежий горох).

1

86

Крупы и бобовые требующие обработки
(приготовления) (греча, рис, пшено и др. крупы,
бобовые).

1

87

Способы обработки (приготовления) круп и
бобовых. Правила хранения круп и бобовых.

1

88

Кондитерские изделия (торт, печенье, пирожное,
конфета, шоколад). Правила хранения
кондитерских изделий.

1

89

Город.

1

90-91

Городская инфраструктура: районы, улицы,
площади, здания, парки.

2

92-94

Здания: кафе, вокзал, службы помощи, магазин,
театр, цирк, жилой дом.

3

95

Правила поведения в общественных местах.

1

96

Улицы города. Правила перехода улицы.

1

97-98

Правила поведения на улице.

2

99-101

Профессии. Деятельность людей разных
профессий.

3

102-104

Достопримечательности города.

3

105

Транспорт.

1

106

Наземный транспорт

1

107

Воздушный транспорт

1

108

Водный транспорт.

1

109-110

Профессий людей, работающих на транспорте.

2

111-112

Специальный транспорт (пожарная
скорая помощь, полицейская машина).

2

113-114

Назначение специального транспорта.

2

115-116

Профессий людей, работающих на специальном
транспорте.

2

машина,

117

Общественный транспорт.

1

118-119

Места посадки и высадки из автобуса.
Пользование общественным транспортом (посадка
в автобус, покупка билета и др.).

2

120

Правила поведения в общественном транспорте.

1

121-122

Государство, в котором мы живем.

2

123-125

Государственная символика (герб, флаг, гимн).

3

126-128

Права и обязанности гражданина России.

3

129-130

Документы, удостоверяющие личность гражданина 2
России (паспорт, свидетельство о рождении).

131-133

Значимые исторические события России.

3

134-136

Выдающиеся люди России.

3


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».