Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий социальный
мир»
составлена
на
основе
Федеральной
адаптированной
основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО (вариант 2),
утвержденной
приказом
Министерства
просвещения
России
от
24.11.2022г.№1026.
ФАООП УО (вариант 2 )адресована обучающимся с умеренной, тяжёлой и
глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
тяжёлыми и множественными нарушениями развития с учетом реализации
их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных
особенностей и возможностей в 10 классе ГКОУ АО «ОШИ № 5».
Основная цель реализации программы по предмету окружающий
социальный мир формирование представлений о человеке и окружающем его
социальном и предметном мире, а также умения соблюдать элементарные
правила поведения в социальной среде.
Основные задачи реализации программы:
знакомство с явлениями социальной жизни
(человек и его деятельность, общепринятые нормы
поведения),
мире,
формирование представлений о предметном
созданном
функциональное
человеком
(многообразие,
назначение
окружающих
предметов, действия с ними).
овладение
детьми
в
процессе
игровой
деятельности опытом социального поведения, для
наиболее полной их реабилитации и интеграции в
социуме; повышение общего и речевого развития
учащихся.
Приоритетные направления в воспитательной работе на уроках по
предмету окружающий социальный мир
1.
Патриотическое
воспитание:
уважение
к
символам
России,
государственным праздникам, историческому и природному наследию
и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной
стране.
2.Гражданское воспитание:
представления об основных, правах
свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах
межличностных
отношений
в
поликультурном
и
многоконфессиональном обществе.
3. Духовно-нравственное воспитание: ориентация на моральные
ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора.
Общая характеристика учебного предмета с учётом особенностей его
усвоения обучающихся
Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об
окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться
в социальные отношения. В силу различных особенностей физического,
интеллектуального, эмоционального развития дети с ТМНР испытывают
трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа
учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно
формировать осмысленное восприятие социальной действительности и
включаться на доступном уровне в жизнь общества. Программа представлена
следующими разделами: «Квартира, дом, двор», «Школа», «Предметы и
материалы, изготовленные человеком», «Транспорт», «Страна», «Традиции и
обычаи». В процессе обучения у ребенка формируются представления о
родном городе, в котором он проживает, о России, её культуре, истории,
современной жизни. Знакомясь с рукотворными объектами и социальными
явлениями окружающей
действительности, ребенок учится выделять их
характерные
объединять
признаки,
в
группы
по
этим
признакам,
устанавливать связи между ними. Получая представления о социальной
жизни, в которую он включен, ребенок учится соотносить свое поведение и
поступки других людей с нравственными ценностями (эталонами) и
общепринятыми нормами поведения. Ребенок учится ориентироваться в
различных ситуациях: избегать риски и угрозы его жизни и здоровью, в
частности, учится быть внимательным и осторожным на улице, дома, в
школе.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
В 10 классах занятия проводятся 4 раза в неделю. Продолжительность
занятий 40 минут, общее количество занятий в год - 136 часа.
Учебный план ГК ОУ АО «ОШИ №5» рассчитан на 34 учебные недели.
Класс
I четверть II четверть
III четверть
IV
четверть
Всего
Количество часов
10
32
32
44
28
136
Планируемые результаты изучения учебного предмета
представления о мире, созданном руками человека;
представления о доме, школе, о расположенных в них и
рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая
площадка, и др.), о транспорте и т.д.;
умение соблюдать элементарные правила безопасности
поведения в доме,
на улице, в транспорте, в общественных
местах;
представления
об
окружающих
людях:
овладение
первоначальными представлениями о социальной жизни, о
профессиональных и социальных ролях людей;
представления
о
деятельности
и
профессиях
людей,
окружающих ребенка (учитель, повар, врач, водитель ит.д.);
представления о социальных ролях людей (пассажир,
пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно
социальным ролям в различных ситуациях;
умение соблюдать правила поведения на уроках и во
внеурочной деятельности, взаимодействовать с взрослыми и
сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта,
соответствующие возрасту и полу ребенка;
группе
умение
взаимодействовать
в
в
процессе
игровой,
учебной,
других видах доступной деятельности;
представление о праздниках, праздничных мероприятиях,
их содержании, участие в них;
представления об обязанностях и правах ребенка;
обязанностях
представления
об
обучающегося,
сына, дочери;
представление о стране проживания Россия;
представление о стране, городе (селе), месте проживания;
представление о государственно символике (флаг, герб,
гимн);
Содержание учебного предмета
Школа.
Представление о себе как обучающемся в коллективе одноклассников.
Представление о дружеских взаимоотношениях. Соблюдение правил
учебного поведения. Обращение за разрешением к взрослым, когда ситуация
этого требует. Соблюдение общепринятых норм поведения дома, на улице, в
общественных местах. Представления о профессиях людей, работающих в
школе, о школьных принадлежностях (школьная доска, парта, мел, ранец,
учебник, тетрадь, карандаш, точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка,
линейка, краски, кисточка, пластилин и т.д.). Ориентация в классе, его зонах
и в местах расположения учебных принадлежностей. Соблюдение дежурства
в школе. Ориентация в помещениях школы, на школьной территории, в
распорядке школьного дня.
Квартира, дом, двор.
Представление о частях дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол).
Ориентация в помещениях своего дома. Домашний адрес. Представление о
типах домов (одно-этажные /многоэтажные, каменные/ деревянные).
Представление о местах общего пользования в доме (чердак, подвал,
подъезд, лестничная площадка, лифт, двор). Различение частей территории
двора и соблюдение правил поведения во дворе. Представление о
помещениях
(комната,
прихожая,
кухня,
ванная
комната,
туалет).
Представление о предметах мебели (стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло,
кровать,
табурет,
комод).Представление
о
предметах
посуды,
предназначенных для сервировки стола (тарелка, стакан, кружка, ложка,
вилка, нож) и для приготовления пищи (кастрюля, сковорода, чайник,
половник, нож).Представление об электроприборах (телевизор, утюг, лампа,
вентилятор, магнитофон, микроволновая печь, электрический чайник, фен).
Представление об электронных устройствах ( сотовый телефон, компьютер).
Использование предметов домашнего обихода в повседневной жизни.
Представление о территории двора (место для отдыха, игровая площадка,
спортивная площадка, место для парковки автомобилей.
Предметы и материалы, изготовленные человеком.
Представление о бумаге, стекле, резине, металле, ткани, керамике, пластмассе
и др. Представление об основных свойствах материалов и изготовленных из
них предметов:
например: стекло, керамика – хрупкие, могут разбиться;
бумага – рвется, режется и т.д. Представления о применении различных
материалов и тд.
Транспорт.
Представление и виды
наземного и подземного транспорта. Соблюдение
правил дорожного движения. Дорога из дома в школу и обратно. Правила
дорожного движения. Представление и виды о воздушном транспорте.
Представление и виды водного транспорта. Представление о космическом
транспорте. Представление о профессиях людей, работающих на транспорте.
Представление
об
общественном
транспорте.
Соблюдение
правил
пользования общественным транспортом и правила общения в транспорте.
Представление о специальном транспорте. Представление о профессиях
людей, работающих на специальном транспорте.
Традиции, обычаи.
Представление о празднике. Семейные традиции, праздники. Представление
о школьных праздниках и традициях: День знаний, последний учебный день,
день рождения школы и др., участие в школьных мероприятиях.
Страна.
Представление
о
государстве
Россия
и
государственной
символике.
Представление о правах и обязанностях гражданина России. Представление о
некоторых значимых исторических событиях России. Представление о
выдающихся людях России. Город в котором мы живем. Дома и магазины в
моем городе Достопримечательности нашего города.
Описание материально - технического обеспечения
образовательной деятельности
компьютерные обучающие игры;
натуральные объекты, муляжи, макеты;
предметные сюжетные картинки;
дидактические игры: «Лото – профессий», «Пазлы – профессий»
«Воздушный транспорт»,
«Наземный транспорт»,
«Водный транспорт»
«Грузовые и легковые машины» и т.д.
аудио и видеоматериалы, презентации, иллюстрирующие социальную
жизнь людей, правила поведения в общественных местах.
тетради
–
раскраски
с
различными
объектами
окружающего
социального мира.
комплект рабочих тетрадей "Я-говорю!" под редакцией Л. Б. Баряевой,
Е. Т. Логиновой, Л. В. Лопатиной (из серии "Ребенок в семье", "Ребенок и его
игрушки", "Ребенок в школе", "Ребенок и его дом".
Календарно –тематическое планирование.
№ п/п
1
Помещения школы.
Кол-во
час
1
2
Профессии людей, работающих в школе.
1
3
Правила поведения учащегося на уроках.
1
4
5
Правила поведения учащегося на перемене.
Правила поведения учащегося в столовой.
1
1
6
Правила поведения учащегося в библиотеке.
1
7
Внешний вид школьника.
1
8
9-10
Режим дня школьника.
Знание традиций и атрибутов праздников (Новый
Год, День Победы, 8 марта, Масленица, 23
февраля, Пасха).
1
2
11
12
13-14
15-16
17
18-19
20-21
Школьные традиции.
Нравственные традиции.
Традиции моей семьи.
Положительные качества человека.
Способы проявления дружеских отношений
Отрицательные качества человека.
Мой дом. Домашний адрес.
1
1
2
2
1
2
2
22-23
24
Правила безопасного поведения в доме.
Правила безопасности, поведения в местах общего
пользования в доме.
Помещения квартиры, их функциональное
назначение.
Коммунальные удобства квартиры.
Правила безопасности и поведения во время
аварийной ситуации в доме.
2
1
30
31-32
33-34
Мой двор
Правила безопасности и поведения во дворе
Вредные насекомые (муравьи, тараканы), грызуны
(крысы, мыши), живущие в доме.
1
2
2
35-36
Правила поведения в чрезвычайной ситуации.
2
37-38
Посуда. Узнавание (различение). Назначение
посуды.
Часы. Строение часов.
Аудио, видеотехника и средства связи (телефон,
компьютер, планшет, магнитофон, плеер,
видеоплеер).
Телефон, планшет. Назначение,
последовательность действий при пользовании,
использование (связь, игра и т.п.).
2
Электробытовые приборы. Назначение
электроприборов.
2
25-26
27
28-29
39-40
41-43
44-45
46-47
Тема предмета
2
1
2
2
3
2
Дата
Правила техники безопасности при пользовании
электробытовым прибором.
Мебель. Назначения предметов мебели
2
Различение видов мебели (кухонная, спальная,
кабинетная и др.).
Кухонный инвентарь. Назначение.
Предметы интерьера (светильник, зеркало, штора,
скатерть, ваза, статуэтки, свечи).
Назначение предметов интерьера.
Стекло. Свойства стекла (прозрачность,
хрупкость).
2
59
Предметы, изготовленные из стекла.
1
60
Правила безопасности при обращении с
предметами, изготовленными из стекла.
1
61
Резина. Свойства резины (эластичность,
непрозрачность, водонепроницаемость).
1
62
Предметы из резины.
1
63
Металл. Свойства металла (прочность, твёрдость –
трудно сломать, тонет в воде).
1
64
Предметы, изготовленные из металла (ведро, игла,
кастрюля, др.).
1
65
Ткань. Свойства ткани.
1
66
Предметы из ткани (одежда, скатерть, штора,
1
покрывала, постельное бельё, обивка мебели и др.).
67
Инструменты, для работы с тканью (ножницы,
игла).
1
68
Пластмасса. Свойство пластмассы (лёгкость,
хрупкость).
1
69
Предметы из пластмассы.
1
70
Продукты питания.
1
71
Напитки по внешнему виду, на вкус.
1
72
Узнавание упаковок с напитком.
1
73
Молочные продукты по внешнему виду, на вкус.
1
74
Правила хранения молочных продуктов.
1
75-76
Мясные продукты готовые к употреблению.
2
77-78
Мясные продукты, требующие обработки.
Способы обработки (приготовления) мясных
продуктов.
2
79
Рыбные продукты готовые к употреблению.
1
80
Рыбные продукты, требующие обработки.
Способы обработки (приготовления) рыбных
1
48-49
50-51
52-53
54-55
56
57
58
2
2
1
1
1
продуктов.
81
Правила хранения мясных и рыбных продуктов.
1
82
Мучные изделия готовые к употреблению.
1
83
Мука и мучные изделия, требующие обработки
(приготовления).
1
84
Способы приготовления мучных изделий.
1
84
Правила хранения мучных изделий.
1
85
Крупы и бобовые: готовые к употреблению
(консервированная фасоль, кукуруза, горошек,
свежий горох).
1
86
Крупы и бобовые требующие обработки
(приготовления) (греча, рис, пшено и др. крупы,
бобовые).
1
87
Способы обработки (приготовления) круп и
бобовых. Правила хранения круп и бобовых.
1
88
Кондитерские изделия (торт, печенье, пирожное,
конфета, шоколад). Правила хранения
кондитерских изделий.
1
89
Город.
1
90-91
Городская инфраструктура: районы, улицы,
площади, здания, парки.
2
92-94
Здания: кафе, вокзал, службы помощи, магазин,
театр, цирк, жилой дом.
3
95
Правила поведения в общественных местах.
1
96
Улицы города. Правила перехода улицы.
1
97-98
Правила поведения на улице.
2
99-101
Профессии. Деятельность людей разных
профессий.
3
102-104
Достопримечательности города.
3
105
Транспорт.
1
106
Наземный транспорт
1
107
Воздушный транспорт
1
108
Водный транспорт.
1
109-110
Профессий людей, работающих на транспорте.
2
111-112
Специальный транспорт (пожарная
скорая помощь, полицейская машина).
2
113-114
Назначение специального транспорта.
2
115-116
Профессий людей, работающих на специальном
транспорте.
2
машина,
117
Общественный транспорт.
1
118-119
Места посадки и высадки из автобуса.
Пользование общественным транспортом (посадка
в автобус, покупка билета и др.).
2
120
Правила поведения в общественном транспорте.
1
121-122
Государство, в котором мы живем.
2
123-125
Государственная символика (герб, флаг, гимн).
3
126-128
Права и обязанности гражданина России.
3
129-130
Документы, удостоверяющие личность гражданина 2
России (паспорт, свидетельство о рождении).
131-133
Значимые исторические события России.
3
134-136
Выдающиеся люди России.
3