Рабочая программа по учебному предмету «Музыка и движение»
составлена на основе Федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО (вариант 2),
утвержденной приказом Министерства просвещения России от
24.11.2022г.№1026.
ФАООП УО (вариант 2 )адресована обучающимся с умеренной, тяжёлой
и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
тяжёлыми и множественными нарушениями развития
с учетом
реализации их особых образовательных потребностей, а также
индивидуальных особенностей и возможностей в 10 классе ГКОУ АО
«ОШИ № 5».
Основная цель реализации программы по предмету музыка и движение–
эмоционально-двигательная отзывчивость на музыку и использование
приобретенного музыкального опыта в жизни.
Основные задачи реализации программы:
- Накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и
получение доступного опыта (овладение элементарными музыкальными
знаниями, слушательскими и доступными исполнительскими умениями);
- Приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления от
музыкального искусства, формирование стремления и привычки к
слушанию музыки.
- Обогащение представлений об отечественных музыкальных традициях
(праздники, обычаи, обряды), формирование духовно-нравственных
качеств личности (любовь к Родине, патриотизм, гордость за
отечественную музыкальную культуру).
Приоритетные направления в воспитательной работе на уроках по
предмету музыка и движение
1.Патриотическое воспитание: проявление интереса к познанию русского
языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края.
2. Эстетическое воспитание: восприимчивость к разным видам искусства ,
традициям и творчеству своего и других народов.
Общая характеристика учебного предмета с учётом особенностей его
усвоения обучающихся
Особенностью уроков «Музыка и движение» является то, что в процессе
их организации и проведения решаются задачи как музыкально –
эстетического развития, так и коррекционно –развивающие. Уроки
«Музыка и движение» направлены на формирование слухозрительного и
слухомоторного взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения
ритмических структур в различных видах деятельности (подпевании,
танцах, музицировании, музыкально – дидактических и хороводных
играх). Учащиеся знакомятся с разнообразными ритмическими
движениям, соответствующими характеру звучания музыки: бег, ходьба по
кругу, бег и ходьба с предметом, прыжки на месте, кружение и др. Уроки
«Музыка и движение»
стимулируют учащихся к определенной
самостоятельности,
проявлению
минимальной
творческой
индивидуальности.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
В 9 классах занятия проводятся 2 раз в неделю. Продолжительность
занятий 40 минут, общее количество занятий в год - 68 часов.
Учебный план ГК ОУ АО «ОШИ №5» рассчитан на 34 учебные недели.
II
IV
I
III
четверт
четверт
Класс
Всего
четверть
четверть
ь
ь
Количество часов
10
16
16
22
14
68
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Основным ожидаемым результатом освоения обучающимся АООП по
варианту 2 является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь
максимальной самостоятельности (в соответствии с его психическими и
физическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач,
включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и
планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных
контактов.
1) Развитие слуховых и двигательных восприятий, танцевальных,
певческих, хоровых умений, освоение игре на доступных музыкальных
инструментах, эмоциональное и практическое обогащение опыта в процессе
музыкальных занятий, игр, музыкально-танцевальных, вокальных и
инструментальных выступлений.
•
Интерес к различным видам музыкальной деятельности
(слушание, пение, движение под музыку, игра на музыкальных
инструментах).
•
Умение слушать музыку и выполнять простейшие танцевальные
движения.
•
Освоение приемов игры на музыкальных инструментах.
•
Умение узнавать знакомые песни, подпевать их, петь в хоре.
2) Готовность к участию в совместных музыкальных мероприятиях.
Умение проявлять адекватные эмоциональные реакции от совместной
и самостоятельной музыкальной деятельности.
•
Стремление к совместной и самостоятельной
музыкальной деятельности; •
Умение
использовать полученные навыки для участия в
представлениях, концертах, спектаклях, др.
Содержание учебного предмета
Количество часов, отведенных на реализацию предмета «Музыка и
движение» предметной области «Искусство», определено ФАООП
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями):
Программа для обучающихся 10 классов является следующей
ступенью в работе с обучающимися с нарушенными интеллектуальными
способностями. Она представляет собой дальнейшую разработку основного
принципа, который помогает понять, что музыка не простое развлечение, а
важная часть жизни. Программа ориентирована на развитие творческой
активности. В структуре уроков присутствуют следующие разделы:
слушание музыки, разучивание и исполнение новых песен, музыкальноритмические движение, игра на шумовых инструментах, творческие задания.
Помимо этого, в урок включаются тренинги, направленные на
совершенствование дыхательного и артикуляционного аппарата, дикционное
проговаривание текста.
Слушание
Для слушания предлагаются более длинные музыкальные
произведения. Это требует специальных установок, чтобы внимание
учащихся не ослабевало в течение всего слушания. В роли таких установок
могут выступать задания на концентрацию внимания.
Пение
Включение в исполнительский репертуар произведений разных
жанров: народные и авторские песни, классические и современные. Песенноисполнительская подборка многообразна по своему эмоциональному
составу: шуточные и игровые, патриотического и лирического характера,
пейзажные зарисовки. Разучивание песен более крупными отрывками- 2-3
куплета на уроке. Усложняется музыкальный материал.
Музыкально-ритмические движения
Продумывание вместе с учащимися движений, отражающих
содержание песен, вариаций плясовых движений с натуральными и
воображаемыми предметами. Стимулирование желания учащихся делать это
самостоятельно. Музыкально-ритмические движения, направленные на
соотнесение музыкального образа с различными природными явлениями
(гроза, ночь, снегопад, метель и т.д.) Танцы под музыку, которую учащиеся
выбирают по своему желанию (свободные танцы).
Игра на музыкальных инструментах
Игры на различение звучания музыкальных инструментов. Создание с
учащимися оркестра с использованием музыкальных инструментов К.Орфа.
Обучение учащихся согласовывать звучание музыкальных инструментов в
оркестре, подыгрывая учителю музыки, исполняющему различные мелодии.
По мере овладения игрой на музыкальных инструментах деление учащихся
на подгруппы, играющих на разных музыкальных инструментах в
соответствии с построением музыки (двухчастная форма, трехчастная
форма), с меняющейся динамикой (тихо-громко), темповым развитием.
1 четверть
Слушание
Э.Григ
«В пещере Горного Короля»,
«Танец Анитры», А.Лядов
«Кикимора», П.Чайковский «Осенняя песнь», К.Раутио «Ветерок»
Пение
«Здравствуй, осень» А.Кудряшова, «Осень-дирижер» Н.Уточкиной,
«Разноцветная пора» К.Макаровой, «Телега» Э.Минкова
Музыкально-ритмические движения
«Деревья», «На горе-то калина», «На мосту Авиньон»
Игра на музыкальных инструментах
«Танец Анитры» Э.Грига, «Осень-невидимка», «Грустная песенка»
П.Чайковского,
Г.Синисало «Плясовая», «Осеннее настроение»
П.Васильева
2 четверть
Слушание
Н.Римский-Корсаков «Золотой петушок» (тема Звездочета, Золотого
Петушка, Шествие), Н.Римский- Корсаков «Садко» («Окиян-море синее»,
Песня Садко «Заиграйте, мои гусельки», «Высота ль, высота»)
Пение
«Дед Мороз» Л.Вихоревой, «Веселое Рождество», «Что такое снеженика?»
Музыкально-ритмические движения
«Мы расправили все спину…», «А кто у нас гость большой?», Французский
старинный танец
Игра на музыкальных инструментах
«Дождь», «Поймай ритм», «Пляска» (литовская нар.мелодия), «Наш дом»,
«Шуточная», «Музыкальная карусель», «Новогодняя
полька», «Фея
Серебра» П.Чайковского
3 четверть
Слушание
«Плясовые наигрыши», С.Прокофьев «Вставайте, люди русские!»,
Н.РимскийКорсаков «Снегурочка» (Ариозо Снегурочки, Сцена таянья
Снегурочки)
Пение
«Ах ты, душка», «Хэй, хэй», «Вдоль по улице», «Солдатушки, бравы
ребятушки»,
«Оранжевая песенка»
Музыкально-ритмические движения
«Как у дяди Трифона», «Снежная баба», игра «Ремешок», «Бескозырка
белая», «Весна-красна», игра «Кострома», «А я по лугу», «Пятка-носок»
(английский народный танец в игровом варианте)
Игра на музыкальных инструментах
«Зимнее рондо», «Танец» (старинный английский танец), «Полька»
И.Штрауса,
«Русский оркестр»
4 четверть
Слушание
М.Глинка «Руслан и Людмила» (Марш Черномора), Н.Римский-Корсаков
«Снегурочка» (3-я песня Леля), П.Чайковский Первый фортепианный
Концерт (фрагмент финала), «Эй, ухнем», «Урожайная» И.Дунаевского,
«Озорные частушки» Р.Щедрина, «Вяйнемейнен играет на кантеле»
Пение
«Приди, весна» В.Моцарта, «Веснушки» И.Меньших, «Как у нашей Дуни»,
«Веснянка» (укр.нар.песня), «Во кузнице», «Маленькие рыбаки»
Р.Пергамента, «Карелия»
К.Макаровой
Музыкально-ритмические движения
Песня-игра «Бояре, а мы к вам пришли», «В хороводе», «А мы просо сеяли»
Игра на музыкальных инструментах
«Весенняя телеграмма», «Побежал в саду ручей», «Удалые ложкари»,
М.Глинка «Руслан и Людмила» (Марш Черномора), «Ложки» (вепсский
народный танец),
«Школьные частушки», «Полька Трик-трак» И.Штрауса
Материально – техническое обеспечение
- дидактический материал (изображения (картинки, фото,
пиктограммы) музыкальных инструментов, портреты композиторов;
карточки с обозначением выразительных возможностей различных
музыкальных средств для различения звуковысотности, громкости, темпа,
характера музыкального произведения; платки, флажки, ленты, игрушкикуклы, игрушки – животные и т.д.
-музыкальные инструменты6 фортепиано, синтезатор, барабаны,
бубны, маракасы, ложки, ритмические палочки, трещетки, колокольчики,
треугольники, инструменты Карла Орфа.
-оборудование: музыкальный центр, компьютер, проекционное
оборудование; аудиозаписи, видеофильмы.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11
12
13
14
15.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34
Календарно – тематическое планирование
Тема урока
Кол во
часов
Инструментальная и вокальная мелодия.
2
Мелодия-душа музыки
2
Музыкальный пейзаж
2
Музыкальные образы Родины
2
Музыка о героях России
2
Жанры народной музыки
2
Осень, осень, милости просим
2
Краски осеннего леса
2
Картины природы в музыке, литературе,
2
живописи
Музыкальное утро
2
Музыка воды
2
Композитор один - музыка разная
2
(Н.Римский-Корсаков)
Хрустальный звон зимы
2
Композитор один – музыка разная
2
(М.И.Глинка)
Путешествие в мир героев А.С.Пушкина
2
Здравствуй, здравствуй, Новый год!
2
Песня русская, песня народная
2
Народность в музыке
2
Народные инструменты
2
Музыка народов Астраханской области.
2
Народные инструменты народов Астраханской
2
области
Образ русского человека в музыке и живописи
2
Композитор один – музыка разная (Э.Григ)
2
Музыкальные жанры
2
Звуки весны в музыке
2
Симфонический оркестр
2
Музыкальный театр. Опера
2
Музыкальный театр. Балет
2
Композитор один – музыка разная
2
(П.И.Чайковский)
Музыкальный театр. Концерт
2
Музыка кино.
2
Музыка мира
2
Композитор один – музыка разная
2
Дата
(В.Моцарт)