Пояснительная записка
Рабочая программа факультатива «Астрахань – мой край родной»
составлена
на
основе
Федеральной
адаптированной
основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО (вариант 2),
утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г.
№ 1026.
ФАООП
тяжёлой
и
УО (вариант 2) адресована обучающимся с умеренной,
глубокой
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития
с
учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также
индивидуальных особенностей и возможностей в 5-9 классах ГКОУ АО
«ОШИ № 5».
В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих
перед отечественным
образованием, выступает проблема становления у
детей ценностного отношения к родной стране, воспитания основ
гражданственности. Воспитание у детей с любви к своему отечеству – эта
проблема актуальна и сложна в наше непростое время. Сложности эти
вызваны переосмыслением в обществе самого понятия патриотизм,
нерешенностью вопроса: как же надо воспитывать это чувство, качество.
Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат
длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека,
начиная с самого раннего возраста. Чтобы у ребенка формировалось чувство
любви к Родине, необходимо с детства воспитывать у него эмоциональноположительное отношение к тем местам, где он родился и живет. Развивать
умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать
больше о родном крае, его истории.
Воспитание чувства патриотизма у детей с ОВЗ - процесс сложный и
длительный. Любовь к близким людям, к своей школе, к родному городу и
родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка с
ОВЗ.
Необходимо вести работу по формированию у ребенка
с ОВЗ
чувства любви к Родине, воспитания у него эмоционально-положительного
отношения к тем местам, где он родился и живет; развивать умение видеть и
понимать красоту окружающей жизни; желание узнать больше об
особенностях природы и достопримечательностях родного края.
Программа актуальна для нашего региона, необходима для детей и
направлена
на
воспитательно-образовательную
работу,
усиление
ее
патриотической направленности, с учетом возможности для развития детей с
ОВЗ.
Цель: формирование у детей нравственно - патриотических чувств через
приобщение их к знанию родной страны, родного города, родного края.
Задачи:
- познакомить детей с символикой страны, родного края;
- формировать элементарные знания о площадях и улицах родного города;
- знакомить детей с народами, населяющими наш край, их традициями;
- познакомить с достопримечательностями своего города;
животным и
растительным миром Астраханского края;
- воспитывать патриотические чувства, гордость за свою «малую Родину»;
- воспитывать бережное отношение к природе своего края;
- уважение к традициям других народов, населяющих Астраханский край;
вызвать желание посещать музеи, театры;
- развивать интерес к познанию родного края.
Приоритетные направления в воспитательной работе на
занятиях факультатива
Формирование знаний о природных и географических особенностях
Астраханской области.
Патриотическое воспитание: проявление интереса к познанию истории и
культуры своего края.
Ценности
научного
познания:
овладение
основными
навыками
исследовательской деятельности с учетом специфики школьного языкового
образования; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и
стремление
совершенствовать
пути
достижения
индивидуального
и
коллективного благополучия.
Трудовое
воспитание:
установка
на
активное
участие
в
решении
практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и
социальной направленности.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
В 8 классах занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность
занятий 40 минут, общее количество занятий в год - 34 часа.
Учебный план ГК ОУ АО «ОШИ №5» рассчитан на 34 учебные недели.
Класс
9
I четверть II четверть III четверть
Количество часов
8
8
11
IV четверть
Всего
7
34
Содержание факультатива «Астрахань – мой край родной».
Моя страна
Задачи:
Пробудить интересу обучающихся к занятиям
Воспитывать чувства гордости за свою страну, свой край.
Воспитывать проявление чувства восхищения и интереса к прекрасному.
Содержание:
Страна, символы РФ, президент РФ.
Юные туристы
Задачи:
Формировать знание о природе родного края.
Воспитывать бережное отношение к её богатству.
Развивать наблюдательность, воспитывать терпение, трудолюбие,
выносливость.
Познакомить с основами туризма, ориентирования.
Содержание:
Понятие значения «туризм». Значение туризма в жизни человека.
Виды туризма.
Что должен уметь делать турист. Как правильно одеться в поход. Что взять с
собой в поход. Как правильно уложить свой рюкзачок. Правила поведения на
природе.
Введение в ориентирование. Что такое ориентирование. Ориентирование во
дворе и здании школы.
Наш край.
Задачи:
Расширять кругозор детей через различные виды деятельности,
разнообразные по содержанию и тематике.
Прививать любовь к родному краю, воспитывать чувство гражданского
долга.
Формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни.
Воспитывать в детях бережное отношение к окружающему миру, учить их
сопереживать и откликаться на происходящее вокруг.
Содержание:
Понятие слова «краеведение». Необходимость изучения
истории своего
края.
Город, в котором мы живём (краткая история: почему так называется, когда
был образован) и его достопримечательности.
Природа родного края. Растения, животные, рыбы нашего края. Реки нашего
края. Заповедник. Дары Астраханского края. Народ, населяющие край.
Методы реализации программы:
- целевые прогулки, экскурсии к памятникам, в краеведческий музей, по
достопримечательностям города и т.д.;
- рассказы педагога, беседы с детьми;
- демонстрация тематических слайдов, видеороликов, иллюстраций;
- прослушивание тематических аудиозаписей, это могут быть голоса птиц
нашего региона или гимн Российской Федерации и т.д;
- знакомство с национальным фольклором – сказками, пословицами,
поговорками, песнями, играми;
- знакомство с творчеством писателей, композиторов и художников,
проживающих на Астраханской земле;
- посещение музеев и др. значимых объектов нашего города;
- творческие занятия (аппликация, раскрашивание и др.)
Эти задачи решаются в играх, на занятиях и в быту, не только
воспитывая в ребятах патриотические чувства, но и формируя их
взаимоотношения с друзьями и взрослыми.
Формы реализации программы:
Различного
рода
познавательные
занятия,
изучение
символики
Астраханского края, государственных символов Российской Федерации.
Разнообразные занятия на тему «Наш родной край»
Знакомство детей с культурой и традициями родного края, с обрядами
народов, проживающих на территории края,
Воспитание в детях любви и бережного отношения к родной природе,
формирование у них чувства ответственности перед природой.
Формы работы с детьми: беседы, обсуждения, дидактические игры,
рассматривание иллюстраций, фотографий, просмотр презентаций о стране,
родном городе, чтение произведений о родном городе местных авторов,
целевые прогулки, экскурсии и др.
Ожидаемый результат:
Учащиеся имеют представление о стране, в которой живут, о том, что
их малая Родина – город Астрахань; имеют представление о символике
страны,
родного
города;
знают
и
называют
(показывают)
его
достопримечательности; проявляют интерес к родному краю; у детей
сформировано чувство гордости за свой город и желание сохранять его
чистым и красивым.
Материально- техническое обеспечение.
Оборудование для занятий в кабинете: компьютер, проектор, экран.
Учебно-методическое
обеспечение:
раздаточный и дидактический материал.
рисунки,
фотографии,
схемы,
Календарно - тематическое планирование
№
Тема
Юные туристы
1
Азбука юного туриста краеведа. Инструктаж по ТБ
2
Кто такие туристы?
3
Туризм и его разновидности (пеший, горный, водный,
вело-, мото-, авто- и т.д.).
4
Правила поведения на привале.
5
Правила поведения туристов в природных условиях.
6
Правила поведения на прогулке.
7
Основные правила дорожного движения, движение
туристской группы.
Моя страна
8
Я живу в России.
9
Государственные символы РФ. Президент РФ.
Наш город Астрахань
10
Понятие слова «краеведение». Необходимость
изучения истории своего края.
11
Город, в котором мы живем (краткая история).
12
Губернатор Астраханской области.
Достопримечательности нашего города
13
Белый город.
Туристское снаряжение
14
Знакомство с туристским снаряжением (рюкзак,
туристический коврик)
15
Знакомство с туристским снаряжением (спальный
Дата
мешок, палатка)
16
Игра «Собери рюкзак к туристической прогулке»
Природа родного края
17
Река родного края. Река Волга.
18
Астрахань – город рыбаков. Рыбы астраханских рек.
19
Растения нашего края.
20
Животные нашего края.
21
Правила поведения на природе.
22
Викторина «Наш край».
Астрахань многонациональная
23
Народы, населяющие астраханскую область (русские)
24
Народы, населяющие астраханскую область (татары)
25
Народы, населяющие астраханскую область (цыгане)
26
Народы, населяющие астраханскую область (казахи)
Введение в ориентирование
27
Что такое ориентирование.
28
Прогулка-поход по территории школы.
Обследование участков территории школы.
Природа родного края
29
Охрана природы. Понятие о заповедниках.
30
Астраханский заповедник.
31
Лотос – жемчужина Астрахани.
32
Дары Астраханского края.
Достопримечательности нашего города
33
Краеведческий музей.
34
Лебединое озеро.