РП Туристско-краев. факульт. 10 кл. АООП вариант 2

1.Пояснительная записка.
Рабочая программа
факультатива «Астрахань – мой край родной»
составлена
на
основе
Федеральной
адаптированной
основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО (вариант 1,2),
утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г.
№ 1026.
ФАООП УО (вариант 1, 2) адресована обучающимся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации
их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных
особенностей и возможностей.
Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время
наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение
краеведения в школе является одним из основных источников обогащения
обучающихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему,
формирование гражданских позиций и навыков. Предмет краеведение
позволяет углубить знания по истории, конкретизируя общеисторические
события, процессы на краеведческом материале, приблизиться к прошлому
через историю родного края, помогает стимулировать познавательный
интерес школьников и воспитывать наследием предков.
Цели и задачи факультатива.
Цель: главной целью краеведения является воспитание гражданина России,
патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, (его
традиции, памятники природы, истории и культуры). Развитие у учащихся
практических знаний и умений, необходимых для ориентации в природных и
социальных условиях современной жизни.
Задачи факультатива:
Основными задачами являются:
- Дать необходимый объем знаний для осмысления исторической роли
Астраханского края в истории России, развитие интереса и привязанности к
своей Малой Родине;
- Персонифицировать историю края, показав жизнь конкретных людей,
оставивших видный след в истории.
- Формировать на основе местного материала нравственно-ценностные
ориентиры; чуткости к национальным традициям, воспитывать чувства
интернационализма, дружбы народов, уважения к культуре народов России.
- Изучение прошлого и настоящего, обычаев, традиций и духовной культуры
народов, проживающих на территории Астраханской области;
- Воспитание патриотизма у учащихся через краеведческие знания о городе и
области;
- Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций;
- Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в
области краеведения;

.
Место факультатива « Астрахань – мой
край родной»
для обучающихся с интеллектуальными нарушениями в учебном плане.
Рабочая программа факультатива для обучающихся с интеллектуальными
нарушениями адаптирована для этой категории обучающихся с учётом
особенностей
их
психофизического
развития,
индивидуальных
возможностей, и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и
социальную адаптацию.
В соответствии с учебным планом «ОШИ № 5» программа рассчитана на 1
час в неделю (34 часа в год).
2.Планируемые результаты освоения программы обучающимися с
ограниченными возможностями
 развитие познавательных навыков обучающихся;
 формирование уверенности в своих силах и возможностях;
 овладение начальными навыками адаптации в динамично
изменяющемся и развивающемся мире;
 проявлять инициативу в учебном сотрудничестве;





задавать вопросы;
осознавать значимость краеведения для личного развития;
участвовать в беседе о собранном краеведческом;
соблюдать правила общения и поведения в школе, музее, библиотеке,
дома и т. д.
3. Содержание факультатива «Астрахань – мой край родной».

I. Вводное занятие (1 час).
Задачи:
Пробудить интерес обучающихся к занятиям
Воспитывать чувства гордости за свой край
Воспитывать проявление чувства восхищения и интереса к прекрасному.
Содержание:
Требования, предъявляемые краеведам.
Составление заповедей краеведов.
Материал:
Цветные фотографии городов области, достопримечательностей родного
края.
II. Юные туристы (15 часов).
Задачи:
 Формировать знание о природе родного края.

Воспитывать бережное отношение к её богатству.

Развивать наблюдательность, воспитывать терпение, трудолюбие,
выносливость.

Познакомить с основами туризма, ориентирования, скалолазания.
Содержание:
Понятие значения «туризм». Значение туризма в жизни человека.
Виды туризма (пешеходный, водный, лыжный).
Что должен уметь делать турист. Как правильно одеться в поход. Что
взять с собой в поход. Как правильно уложить свой рюкзачок. Правила
поведения на природе.
Введение в ориентирование. Что такое ориентирование. План
местности.
Схема движения от объекта к объекту. Выбор направления.
Условные знаки.
Практические занятия:
Подборка народных примет.
Укладка рюкзачка для выхода на природу.
Зарисовка планов местности (класс, улица, двор).
Топографические диктанты.
Экскурсии: в парк, лесной массив в разные времена года.
IV. Гордость нашего края (18 часов).
Задачи:

Расширять кругозор детей через различные виды деятельности,
разнообразные по содержанию и тематике.

Прививать любовь к родному краю, воспитывать чувство гражданского
долга.

Формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни.

Воспитывать в детях бережное отношение к окружающему миру,
учить их сопереживать и откликаться на происходящее вокруг.
Содержание:
Понятие слова «краеведение». Необходимость изучения истории своего
края.
Город, в котором мы живём (краткая история: почему так называется, когда
был образован)
и его достопримечательности (музей, вечный огонь,
зоопарк).
Природа родного края. Растения (хвойные и лиственные растения нашего
края).
Ягоды, грибы родного края. Лекарственные растения (ромашка, шиповник,
подорожник, крапива). Комнатные растения. Дикие и домашние животные.
Перелетные и зимующие птицы. Изготовление кормушек, домиков для птиц.
Практические занятия:
Викторины о природе родного края.
Экскурсии: в краеведческий музей, по городу.
Подведение итогов (3 часа).
Задачи:
 Развивать и поддерживать интерес к краеведению.
 Воспитывать потребность постоянного общения с природой.


 Учить анализировать свою работу, выполненную за год.
 Провести срез знаний за год.
 Проверить умение применять полученные знания на практике.
Содержание:
Тестирование.
Игра юных краеведов.
Итоговое занятие: Анализ работы. Задание на лето по сбору
краеведческого материала и заготовке природного материала.
4. Материально- техническое обеспечение.
Оборудование для занятий в кабинете: компьютер, проектор, экран. Учебнометодическое обеспечение: карта Астраханской области, рисунки,
фотографии, схемы. наглядные пособия (схемы, таблицы), раздаточный и
дидактический материал. Для учебных и практических занятий учащимся
требуется тетрадь или блокнот для записей, альбом для рисования.
5. Список литературы.
1.Акимушкин И.И. Мир животных. – М., Мысль, 1990.
2.Бондарев Д.В.Астраханский заповедник.– М.Советская Россия.,1982.
3.Девочкин Н.И. Путеводитель по Астрахани. – Волгоград: Нижне-Волжское
книжное издательство, 1970.
4.Вендров.С.Л. Жизнь наших рек – Л., Гидрометиздат,1986.
5.Марков А.С. Были Астраханского края. – Волгоград: Нижне-Волжское
книжное издательство, 1976.

Календарно- тематическое планирование факультатива
№

Тема занятий

1

О чем рассказывает азбука юного краеведа.
Инструктаж по ТБ

2

Понятие слова «краеведение».

3

Необходимость изучения истории своего края.

4

Город, в котором мы живем (краткая история).

5

Достопримечательности моего города (вечный огонь,
музей)

6

Природа родного края.

7

Реки родного края

8

Растения нашего края

9

Ягоды родного края

10

Грибы родного края.

11-12 Лекарственные растения (ромашка, шиповник,
подорожник, крапива).
13-14 Дикие животные края.
15
16

Понятие «туризм».
Значение туризма в жизни человека.

17

Виды туризма. Пешеходный туризм.

18

Водный туризм

19

Лыжный туризм

20
Что должен уметь турист?
21

Как одеться в поход.

Дата

22

Что взять с собой в поход.

23

Правила поведения на природе.

24

Введение в ориентирование.

25

Что такое ориентирование.

26-27 План местности
28

.
Знакомство с туристским снаряжением (рюкзак,
туристический коврик)

29

Знакомство с туристским снаряжением (спальный
мешок, палатка)

30

Итоговое занятие «Туристическая тропа»

31

Правила поведения на водоемах в летний период.

32

Правила дорожного движения. Безопасное лето.

33-34 Экскурсия в город.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».