Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционного курса составлена на основе
Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся с умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями)
далее ФАООП УО (вариант 2), утвержденной приказом Министерства
просвещения России от 24.11.2022г. Nº 1026. Программа является составной
частью системы воспитательной работы школы - интерната, отражающей
реализацию ФАООП УО (вариант 1,2) и адресована обучающимся с
интеллектуальными нарушениями с учетом реализации их особых
образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и
возможностей.
Математика сопровождает нас всю жизнь. Чем раньше ребенок поймет
и усвоит азы математики, тем лучше. Знания и умения, приобретенные в
дошкольном возрасте, фундамент для дальнейшего развития.
Формирование
дошкольников
и
развитие
математических
является
основой
интеллектуального
представлений
развития
у
детей,
способствует общему умственному воспитанию дошкольника.
Современные достижения требуют от человека мыслить абстрактно,
значит необходимо развивать логическое мышление детей дошкольного
возраста.
Организации курса «Занимательная математика» дает возможность развивать
познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое
мышление. Курс «Занимательная математика» проводится 1 раз в неделю во
второй половине дня.
Особенность этой работы заключается в том, что
данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений
для детей с цифрами, геометрическими фигурами, тем самым позволяет
качественно подготовить детей к школе. Организуя деятельность на основе
интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулируя
2
желание детей заниматься математикой. Особое внимание при проведении
кружковой работы уделяется развитию логических форм мышления.
Актуальность программы
Данная программа позволяет в доступной и
целенаправленно
и
ускоренно
формировать
интересной форме
восприятие.
В
ней
прослеживается последовательный переход от простых к более сложным
видам восприятия. Дети старшего дошкольного возраста в игровой форме
учатся выделять и обобщать признаки предметов, чисел; определять
последовательность событий; у детей развиваются мыслительные операции
анализа и синтеза. Особенность программы «Занимательная математика»
заключается в том, что ребёнок не просто учиться считать, а овладевает
элементами логических действий сравнения, классификации, обобщения.
В программе предлагаются увлекательные игры и упражнения для
развития логического мышления, позволяющие качественно подготовить
детей к школе.
Направленность дополнительной образовательной программы
Программа
«Занимательная
математика»
реализуется
в
рамках
интеллектуального развития детей с ОВЗ младшего школьного возраста. Она
направлена на развитие познавательной активности, интереса к математике,
развитию логического мышления, творческих способностей детей 8-11 лет.
Программа реализуется в течение 4 лет. Занятия проводятся в течение
учебного года в количестве 34 часов, 1 раз в неделю.
Четверть
Количество часов
I
II
III
IV
Всего
8 ч.
8 ч.
11 ч.
7 ч.
34 ч.
Цель работы:
3
Развивать интеллектуальные способности, познавательную активность,
интерес детей к математике и желание творчески применять полученные
знания.
Задачи:
развитие логического мышления и основных мыслительных
операций;
развитие математических способностей и склонностей;
развитие личностных качеств и навыков самоконтроля и
самооценки;
развитие самостоятельности, инициативности;
воспитание познавательной активности;
воспитание потребности к математическим занятиям.
воспитание чувство коллективизма, товарищества.
Разделы рабочей программы:
«Количество и счет»
«Ознакомление с геометрическими фигурами»
«Определение величины»
«Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости»
«Решение логических задач»
1.
Раздел
«Количество и
счет»
2.
«Геометрические
фигуры»
3.
«Определение
Цель
Закреплять счет в пределах 100, упражнять в
решение простых задач на сложение и вычитание,
закреплять понимание отношений между числами,
развивать внимание, память, логические формы
мышления.
Закреплять представления о геометрических
фигурах и их свойствах, развивать умение
классифицировать геометрические фигуры по
определённым
признакам,
зрительнопространственное
восприятие,
логическое
мышление.
Развивать умение сравнивать длину, массу (вес),
4
величины»
4.
«Ориентировка во
времени,
пространстве, на
плоскости»
5.
«Решение
логических задач»
размер
предметов,
сравнивать
полученные
результаты, делать выводы и умозаключения
Развивать ориентирование на плоскости (листе
бумаги), в пространстве, чувство времени;
познакомить с часами, днями недели, названиями
месяцев; дать представления о последовательности
дней недели, месяцев, года.
Развивать у детей приёмы мыслительной
активности (анализ, сравнение, классификация,
обобщение)
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
-Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности
-Сформировать
у
детей
уверенность
в
себе
посредством
развития
мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие
у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.
Итоговое мероприятие во 4 «А» классе: занятие – развлечение «В стране
Весёлой Математики»
5
Календарно – тематическое планирование 4 «А» класса
34 часа
№
Тема
Цель и задачи
Кол.
часов
Даты
I четверть (8 часов)
1
«Весёлые цифры»
2
«Свойства
предметов»
3
«Геометрические
фигуры»
4
«Ориентировка во
времени,
пространстве, на
плоскости».
«Ориентировка во
времени» Сутки.
Часы. Минутки»
-Закрепить знания о числах и
цифрах в пределах 100,
-закрепить порядковый счёт в
пределах первого десятка,
-закрепить знания о
«соседях» числа,
-систематизировать понятия
«предыдущее, последующее
число»;
- знакомить с пословицами, в
которых упоминается числа
первого десятка
- Закрепить умение
сравнивать знакомые
предметы по величине,
употреблять эти понятия в
речи;
- закрепить умение выделять
признаки сходных разных
предметов и объединять их по
этому признаку;
- закрепить названия осенних
месяцев;
- Закреплять умение
соотносить форму предмета с
геометрической фигурой;
- учить ориентироваться на
листе бумаги, обозначать
словами положение
геометрических фигур;
Развивать чувство времени;
расширять представления о
часах, днях недели; дать
представления о
последовательности дней
недели, месяцев, года.
2
2
2
2
6
II четверть (8 часов)
1
«Количество и счет»
2
Математические
задачи в
стихотворной форме
3
«Ориентировка во
времени,
пространстве, на
плоскости»
- Продолжать учить решать
примеры на сложение и
вычитание;
- Дать представления о
счётах, объяснить их
назначение. Учить ими
пользоваться. Расширять
представления о
калькуляторе, объяснить его
значение.
- Продолжать в игровой
форме учить решать
арифметическую задачу,
записывать решение с
помощью цифр, знаков;
- продолжать учить
устанавливать соответствие
между количеством
предметов и цифрой;
Расширять знания детей о
времени суток, порядке его
наступления. Знакомство с
часами.
3
2
3
III четверть (11 часов)
1
«Геометрические
фигуры. Волшебные
превращения
геометрических
фигур»
Закреплять представления о
геометрических фигурах и их
свойствах, развивать умение
классифицировать
геометрические фигуры по
определённым признакам,
зрительно-пространственное
восприятие, логическое
мышление.
Закреплять знания о фигурах
(трапеции, ромбе), дать
понятие «многоугольник»,
привести примеры
многоугольников. Закреплять
умение составлять
аппликацию из
геометрических фигур,
предварительно их, вырезав;
закреплять знания о
3
7
2
3
геометрических фигурах,
развивать умение составлять
композицию, правильно
расположив её на листе.
«Ориентировка во
Закрепление знаний о левой и
времени,
правой стороне человека.
пространстве, на
Развивать ориентирование
плоскости». «Левая и относительно себя,
правая рука»
относительно правой и левой
руки. Познакомить детей с
ориентированием на листе.
Дать представление о левом и
правом углах, нижних и
верхних углах, левой и правой
стороне листа.
«Количество и счёт» -Закрепить знания о числах и
цифрах в пределах 100,
-закрепить знания о
«соседях» числа,
-систематизировать понятия
«предыдущее, последующее
число»;
2
6
IV четверть (7 часов)
1
2
«Количество и счёт. - Закреплять умение
Считай не ошибись». ориентироваться
относительно себя, другого
лица;
- закреплять навыки
порядкового и
количественного счета;
- закреплять умение
правильно отвечать на
вопросы сколько? на каком
по счету месте?
«Геометрические
-Закреплять представления о
фигуры. Волшебные геометрических фигурах и их
превращения
свойствах, развивать умение
геометрических
классифицировать
фигур». «Сделай сам геометрические фигуры по
зверюшек»
определённым
признакам.
(сгибание,
Закрепить фигуры (трапеция,
разрезание,
ромб),
понятие
вырезание).
«многоугольник», привести
примеры многоугольников.
1
1
8
3
4
5
- упражнять детей вырезать
по контуру геометрические
фигуры, из квадрата делать
круг, а из прямоугольника
делать овал, из треугольника
делать многоугольник; учить
сгибать
фигуры,
ровняя
стороны;
учить
сгибать
пополам.
«Геометрические
-Cоздать условия для
фигуры. Танграм»
знакомства с понятием
«танграм», играм,
связанными с ним;
- показать применение
геометрических фигур с
творческой стороны;
- развивать умение
составлять фигуры из
танграма;
- воспитывать у детей
интерес к учебному
материалу.
«Определение
Развивать умение сравнивать
величины»
длину, массу (вес), размер
«Измерительные
предметов. Закреплять знания
приборы:
линейка, детей о линейке, рассказать о
весы,
часы». её
значении.
Учить
«Линейки»
проводить прямые линии и
рисовать
по
линейке.
Развивать умение рисовать
фигуры, используя линейку.
Закреплять
умение
сравнивать
полученные
результаты, делать выводы и
умозаключения.
Итоговое занятие
Подведение итогов
проведённой работы курса
внеурочной деятельности
«Занимательная математика»
за прошедший учебный год
2
2
1
9