Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа внеурочной деятельности «Мастерская
творческих дел» составлена на основе Федеральной адаптированной
основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО
(вариант 2), утвержденной приказом Министерства просвещения России
от 24.11.2022г. №1026.
ФАООП УО (вариант 2) адресована обучающимся с умеренной, тяжёлой
и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
тяжёлыми и множественными нарушениями развития
реализации
их
особых
образовательных
с учетом
потребностей,
а
также
индивидуальных особенностей и возможностей в 5-9 классах ГКОУ АО
«ОШИ № 5».
Программа
художественной
«Мастерская творческих дел»
творческой
эстетической
деятельности
направлена на реализацию прав детей с
ограниченными возможностями здоровья на участие в курсах внеурочной
деятельности.
Данная программа способствует:
удовлетворению
индивидуальных потребностей
обучающегося
в
художественно-эстетическом, нравственном развитии;
формированию и развитию творческих способностей учащегося;
обеспечение духовно-нравственного, гражданского, патриотического
воспитания
Реализация программы позволяет детям приобрести специальные знания и
умения, а также обеспечит им художественно - эстетическое развитие. В
процессе занятий, у учащегося с ОВЗ, формируются представления о месте и
роли
творческой
деятельности
пространственно-образное
в
мышление,
жизни
человека,
зрительная
память,
развивается
творческие
способности и эстетический вкус, расширяется кругозор. В процессе работы
по программе осуществляется коррекция недостатков познавательной
деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной
ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой
моторики рук. Программа содержит установку на раскрытие потребностей
творить и осознавать свои возможности.
Особенностями
адаптированной
общеразвивающей
художественно- эстетической деятельности
программы
«Мастерская творческих дел»
является:
адаптация содержания программного материала для освоения ребенком
направленной
на
раскрытие
жизненными
и
социальными
компетенциями;
«пошаговое» предъявление материала;
дозированная помощь взрослого;
использование
адекватных
возможностям
и
потребностям
обучающихся современных технологий, методов, приемов и средств,
способствующих
как
общему
развитию
обучающихся,
так
и
компенсации индивидуальных недостатков.
Формы работы соответствуют возрастным и психологическим особенностям
учащегося: учебные игры, практические занятия, наблюдение.
Целью программы является развитие творческих способностей, мелкой
моторики, воображения ; умения применять их в учебной и общественно
полезной деятельности.
Задачи:
воспитывать интерес к изобразительной и творческой деятельности;
развитие художественного вкуса, аккуратности, самостоятельности в работе;
воспитание эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое;
коррекции недостатков развития
познавательной деятельности путем
систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования
правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их
положения в пространстве;
расширение и уточнение словарного запаса за счет специальной лексики,
развитие речи;
Предполагаемые результаты освоения курса:
• Освоение доступных средств изобразительной деятельности: лепка,
аппликация,
рисование;
использование
различных
изобразительных
технологий.
• Интерес к доступным видам изобразительной деятельности.
• Умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной
изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация).
• Умение использовать различные изобразительные технологии в процессе
рисования, лепки, аппликации.
2)
Способность
к
совместной
и
самостоятельной
изобразительной
деятельности.
• Положительные эмоциональные реакции (удовольствие, радость) в
процессе изобразительной деятельности.
•
Стремление
к
собственной
творческой
деятельности
и
умение
демонстрировать результаты работы.
• Умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой
творческой деятельности.
3) Готовность к участию в совместных мероприятиях.
• Готовность к взаимодействию в творческой деятельности совместно со
сверстниками, взрослыми.
• Умение использовать полученные навыки для изготовления творческих
работ, для участия в выставках, конкурсах рисунков, поделок
Место программы в учебном и воспитательном планах образовательной
организации
Программа курса внеурочной деятельности по проекту рассчитана на 34 часа
в год с 5 по 9 класс. По 1 часу в неделю, в каждом классе.
Содержание курса:
Содержание
курса
представлено
следующими
разделами
"Лепка",
"Рисование", "Аппликация".
Раздел "Лепка" включает работу с различными пластичными материалами
(пластилин, тесто, глина), с возможным использованием природного
материала.
Раздел "Аппликация"
включает работу с разными видами бумаги,
бросовым материалом и природным материалом.
Раздел "Рисование" включает работу с красками, восковыми мелками,
карандашами, фломастерами и т.д. с использованием нетрадиционных
техник.
Учебно-методического обеспечения образовательного процесса:
1. Грошенков И. А. «Изобразительная деятельность в специальной
(коррекционной) школе VIII вида». -М.: Академия, 2007.
2. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. -М.:
«Издательство Скрипторий», 2008
3. Казакова
Р.Г.
«Занятия
по
рисованию
с
дошкольниками.
Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий»–М.: ТЦ
Сфера, 2009
4. Рау М.Ю. Обучение изобразительному искусству дошкольников с
недостатками
развития
слуха
и
ЗПР.
Методическое
пособие.-
М.:ВЛАДОС, 2013.
5. Сакулина П.Н. Особенности изобразительной деятельности у детей с
недоразвитием речи /Школа для детейс тяжелыми нарушениями речи
(пути специального обучения) /Под ред. Р.Е.Левиной. М., 1961
1
Тема
Что надо знать о глине и пластилине. Как работать
8Г
1
3.09
6.09
час
№
Кол. час.
Календарно – тематическое планирование
Дата
9В
с пластилином.
2
Приёмы работы с пластилином.
1
10.09
13.09
3
Лепка способом размазывания по силуэту
1
17.09
20.09
1
24.09
27.09
"Яблоко"
4
"Уточка" - аппликация из пластилиновых шариков
разных размеров.
5
Закрашивание "Осень золотая".
1
1.10
4.10
6
«Осенний букет» - раскрашивание, аппликация.
1
8.10
11.10
7
Рисование (раскрашивание) красками «Осенние
1
15.10
18.10
листья»
8
Аппликация из готовых форм «Осенний зонтик»
1
22.10
25.10
9
Раскрашивание «Животные»
1
26.10
29.10
10
«Курица с цыплятами» - аппликация.
1
12.11
15.11
11
«Долматинец» - работа с пластилином.
1
19.11
22.11
12
«Цыпленок» - аппликация с использованием
1
26.11
29.11
крупы.
13
Раскрашивание «Одежда»
1
3.12
6.12
14
Рисование ватными палочками «Гусь»
1
10.12
13.12
15
Раскрашивание «Новый год»
1
17.12
20.12
16
Аппликация из готовых форм «Елка»
1
24.12
27.12
17
Раскрашивание «Мебель»
1
14.01
17.01
18
«Белый медведь» - обрывная аппликация.
1
21.01
24.01
19
«Будь здоров!» - раскрашивание, аппликация.
1
28.01
31.01
20
Раскрашивание изученных букв.
1
4.02
7.02
21
«Веточка мимозы» - комочковая аппликация.
1
11.02
14.02
22
«23 февраля» изготовление открытки.
1
18.02
21.02
23
«Собака» - обрывная аппликация.
1
25.02
28.02
24
«8 март» изготовление открытки.
1
4.03
7.03
25
Оригами «Лисичка»
1
11.03
14.03
26
Раскрашивание цифр.
1
18.03
21.03
27
Оригами «Рыбка»
1
1.04
4.04
28
Оригами «Собачка»
1
8.04
11.04
29
«Птички» - аппликация из геометрических фигур
1
15.04
18.04
(круг).
30
Аппликация из готовых форм (круг) «Мышонок».
1
22.04
25.04
31
Аппликация, рисование «Геометрические
1
29.04
2.05
человечки»
32
Раскрашивание «9 мая»
1
6.05
9.05
33
«Бабочка»- аппликация с использованием
1
13.05
16.05
1
2.05
23.05
рисования.
34
Раскрашивание «Радуга»