РП ВД ППД 9 кл.

Пояснительная записка
Рабочая

программа

по

коррекционному

курсу

«Предметно-

практические действия» составлена на основе Федеральной адаптированной
основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО (вариант
2),

утвержденной

приказом

Министерства

просвещения

России

от

24.11.2022г. № 1026. ФАООП УО (вариант 2) адресована обучающимся с
легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом
реализации

их

особых

образовательных

потребностей,

а

также

индивидуальных особенностей и возможностей.
Целью обучения является формирование целенаправленных произвольных
действий с различными предметами и материалами.
Используя различные многообразные виды деятельности (предметная
деятельность,

игровая,

конструирование,

действия

с

разнообразными

игрушками, ручной труд и т.д.) корригировать недостатки восприятия,
внимания,

зрительно-двигательной

координации,

пространственных

представлений, наглядно-действенного мышления детей, а также их речи и
связи с практической деятельностью.
Обучение начинается с формирования элементарных специфических
манипуляций,

которые

со временем

преобразуются

в произвольные

целенаправленные действия с различными предметами и материалами.
В процессе обучения дети знакомятся с различными предметами и
материалами и осваивают действия с ними. Сначала формируются приемы
элементарной предметной деятельности, такие как: захват, удержание,
перекладывание и др., которые в дальнейшем используются в разных видах
продуктивной

деятельности:

изобразительной,

трудовой деятельности, самообслуживании.

доступной

бытовой

и

Задачи:
учить выполнять действия по подражанию;
формировать у детей умение действовать с предметами разного цвета,
формы, величины по усложненному заданию;
формировать навыки конструирования;
коррекция сенсорной,

эмоционально - волевой

сферы

и

умственной

деятельности;
развивать

познавательную

деятельность,

зрительно-двигательную

координацию;
формировать положительное отношение к посильным видам ручного
труда;
формировать навыки правильного поведения, коммуникабельности;
формировать умение работать в парах, группах.
Достижение
изолированных

поставленных

упражнений,

а

задач
в

осуществляется

различных

видах

не

путем

содержательной

деятельности. При составлении тематического планирования учитывается
неоднородность

состава

учащихся

в

классе

и

осуществляется

дифференцированный подход с учетом развития психических функций,
особенностей и возможностей детей, овладение ими учебным материалом,
различными бытовыми и социальными навыками и возможность, включения
их в какую – либо целенаправленную деятельность.
Приоритетные направления в воспитательной работе
Гражданское воспитание:
Участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной
деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней).
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального

благополучия:
Умение принимать себя и других, не осуждая;
Умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное
состояние

других,

использовать

адекватные

языковые

средства

для

выражения своего состояния;
Сформированность навыков рефлексии;
Признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Общая характеристика коррекционного курса с учетом
особенностей его освоения
Вследствие органического поражения ЦНС у детей с умеренной,
тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР процессы восприятия,
памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или
искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со
значительной задержкой. У многих детей с ТМНР, достигших школьного
возраста, действия с предметами остаются на уровне неспецифических
манипуляций. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая
помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметнопрактической

деятельности.

элементарных

специфических

Обучение

начинается

манипуляций,

с

которые

формирования
со

временем

преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными
предметами и материалами.
Содержание
деятельности

обучения

очень

на

разнообразны,

занятиях
что

предметно-практической

определяется

многообразием

различных дефектов, присущих детям с ОВЗ. Тяжёлые нарушения моторики,
в частности зрительно-двигательной координации, которые прямым образом
отражаются на возможностях и результатах предметно-практической

деятельности

детей,

требуют

проведения

игр

и

упражнений,

направленных на коррекцию этих нарушений. Для коррекции нарушений
внимания предусмотрены специальные упражнения и игры.
Сенсорное развитие этих детей осуществляется по разработанной
системе в предметно-манипулятивной деятельности и дидактических играх.
Все занятия необходимо сопровождать живой эмоциональной речью учителя,
побуждать учащихся к активной речи по ходу деятельности. Учитель должен
стимулировать и организовывать двигательную активность каждого ребенка.
Достижение

поставленных

перед

данным

предметом

единых

задач

осуществляется не путём изолированных упражнений, а в различных видах
содержательной

деятельности.

Каждая

коррекционная

задача

по

возможности включается в различные виды детской деятельности.
Описание места курса в учебном плане
Коррекционный курс «Предметно-практические действия» в учебном
плане является

элементом «Коррекционно-развивающей области» и

проводится во внеурочное время.
Программно-методический материал включает 2 раздела: «Действия с
материалами», «Действия с предметами».
План

ГКОУ АО «ОШИ №5» рассчитан на 34 учебные недели 1 час в

неделю, 34 часа в год.
Класс

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Всего

11

7

34

Количество часов
9

8

8

Планируемые результаты освоения коррекционного курса
«Предметно-практические действия»
- умение рассматривать различные по качеству материалы: бумагу, ткань,
природный материал и т. д.;
- воспринимать, удерживать изделие в руках;

- умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, других видах
доступной деятельности;
- умение размазывать материал;
- умение разминать материал;
- умение наматывать материал;
- умение захватывать, удерживать и отпускать предмет;
- умение открывать и закрывать предметы;
- умение следовать определенному порядку (алгоритму, расписанию) при
выполнении предметных действий;
- Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений.
- способность применять полученные знания в разных видах продуктивной
деятельности:

изобразительной,

доступной

бытовой

и

трудовой

деятельности, самообслуживании.
- Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к
организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию.
Содержание коррекционного курса
Содержание курса состоит из следующих разделов:
Действия с материалами.
Работа с пластическими материалами (пластилин) Лепка по заданию учителя
и по собственному выбору знакомых предметов. Сравнение предметов по
форме, цвету, величине с помощью учителя. Определение сходства и
различия. Закрепление приемов размазывания и надавливания: изготовление
пластилиновых аппликаций. Работа с бумагой и фольгой. Складывание
бумаги. Изготовление с помощью педагога и самостоятельно летающих
игрушек (3—5 сгибов). Разметка по трафаретам и шаблонам: расположение
изделия на столе; размещение на изделии трафарета (шаблона); обведение по
внутреннему контуру (трафарет); обведение по внешнему контуру (шаблон).

Раскрашивание и штриховка фигур цветными карандашами и фломастерами.
Техника безопасности при работе с ножницами. Резание по пунктирной
линии. Разметка бумаги сгибанием. Резание бумаги по намеченным и
пунктирным линиям. Работа с нитками и тканью. Знакомство с иглой.
Правила безопасного хранения игл. Техника безопасной работы с иглой.
Прокалывание иглой бумаги, картона, ткани по контуру. Вдевание нитки в
иголку с широким ушком. Шитье по проколам способом «игла вверх — игла
вниз» на полоске картона (закладка для книг).
Действия с предметами.
Выполнение по образцу и самостоятельно следующих действий: открывание
и закрывание баночек. Бутылок и др; открывание и закрывание задвижек и
щеколд на окнах, дверцах шкафа. Определение на ощупь формы, величины
предмета, мягких и твердых тел, температурных характеристик (холодный,
теплый, горячий). Действия с предметами разного цвета: подбор предметов
по слову, обозначающему цвет; обобщение предметов по признаку «цвет»;
соотнесение разнородных предметов по цвету; составление простых
сочетаний из 5—6 цветов; подбор разнородных предметов по цвету;
Действия с предметами разной формы: исключение лишнего предмета по
цвету. различение и называние геометрических фигур; сравнение предметов
по форме; обводка фигур по контуру; штриховка геометрических фигур;
подбор

предметов

к

эталону

—

форме;

расположение

моделей

геометрических фигур, чередуя их цвет; исключение лишнего предмета по
форме. Действия с предметами разной величины: соотнесение разнородных
предметов по размеру; различение, группировка

предметов по размерам;

исключение лишнего. Классификация предметов по цвету, форме, величине.
Конструирование.

Составление из счетных палочек (спичек, соломинок,

полосок картона) различных фигур, узоров, букв, цифр. Складывание
разрезных предметных и сюжетных картинок. Составление из сборноразборных деталей различных предметов.

Календарно-тематическое планирование
№
п/п

Тема

Колво
часов

Действия с материалами
1

Работа с бумагой: сгибание листа бумаги
пополам, с угла на угол, по средней линии.

1

2

Работа с бумагой: сгибание листа бумаги
пополам, с угла на угол, по средней линии.

1

3

Складывание бумаги. Изготовление с
помощью педагога летающей
игрушки
(самолетик).

1

4

Изготовление коробок из заготовок.

1

Действия с предметами
5

Открывание и закрывание завинчивающихся
крышек на баночках, бутылочках.

1

6

Открывание и закрывание задвижек
щеколд на окнах, дверцах шкафа.

1

7

Дидактическая игра «Лото».

8

Складывание простых
опорой на образец.

крупных

пазл

с

1

9

Складывание простых
опорой на образец.

крупных

пазл

с

1

и

1

Действия с материалами
10

Работа с ножницами. Правила техники
безопасности при работе с ножницами.

1

11

Обучение приемам резания. Резание с
помощью педагога бумаги по прямой линии.

1

12

Вырезание полос
разметке педагога.

1

13

Резание бумаги по пунктирным линиям.

по

предварительной

Действия с предметами

1

Дата

14

Определение на ощупь формы, величины
предмета,
мягких
и
твердых
тел,
температурных характеристик (холодный,
теплый, горячий).

1

15

Складывание разрезных картинок из 2-6
частей.

1

16

Складывание простых
опорой на образец.

1

крупных

пазл

с

Действия с материалами
17

Знакомство с нитками. Применение ниток.
Свойства ниток: толщина, цвет, прочность. .

1

18

Наматывание ниток на картонку, катушку из
дерева, из пластмассы.

1

19

Сматывание ниток в клубок.

1

20

Работа с пластилином. Лепка посуды из
одного куска пластилина (тарелка, миска,
блюдце).

1

21

Лепка изученных букв по образцу.

1

Действия с предметами
22

Различение предметов по форме, цвету,
величине

1

23

Конструирование из геометрических фигур.

1

24

Дидактическая игра «Картинное лото».

1

25

Узнавание, нахождение,
парных предметов

1

26

Работа с конструктором лего.

показ

и отбор

1

Действия с материалами
27

Знакомство с иглой. Правила безопасного
хранения игл. ТБ работы с иглой.

1

28

Вдевание нитки в иголку с большим ушком.

1

29

Шитье по проколам.

1

30

Шитье по проколам.

1

Действия с предметами
31

Дидактическая игра «Что лишнее».

1

32

Работа с палочками. Складывание фигур и
узоров по образцу.

1

33

Дидактическая игра «Волшебный мешочек».

1

34

Группировка предметов по форме.

1

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Материально-техническое оснащение коррекционного курса «Предметнопрактические действия» предусматривает:
- предметы

для

нанизывания

на

стержень, шнур, нить (кольца, шары,

бусины, пирамидки);
- наборы предметов для занятий (типа «Нумикон», Монтессори-материал и
др.);
- пазлы, (из 2-х, 3-х, 4-х частей̆ (до 10);
- волшебные мешочки (наполняемость по мере изучения новой темы);
- лото ассоциации;
- шнуровка: разного вида;
- счетные палочки, образцы для выкладывания счетных палочек;
- специально подобранные предметы;
- презентации к урокам, развивающие видео занятия;
Дополнительные

вспомогательные

ресурсы

для

уроков

предметно-

практической деятельности: интернет ресурсы, музыкальные пальчиковые
гимнастики, музыкальные видео, физкультурные минутки.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».