Пояснительная записка
Рабочая
программа
по
коррекционному
курсу
«Предметно-
практические действия» составлена на основе Федеральной адаптированной
основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО (вариант
2),
утвержденной
приказом
Министерства
просвещения
России
от
24.11.2022г. № 1026. ФАООП УО (вариант 2) адресована обучающимся с
легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом
реализации
их
особых
образовательных
потребностей,
а
также
индивидуальных особенностей и возможностей.
Целью обучения является формирование целенаправленных произвольных
действий с различными предметами и материалами.
Используя различные многообразные виды деятельности (предметная
деятельность,
игровая,
конструирование,
действия
с
разнообразными
игрушками, ручной труд и т.д.) корригировать недостатки восприятия,
внимания,
зрительно-двигательной
координации,
пространственных
представлений, наглядно-действенного мышления детей, а также их речи и
связи с практической деятельностью.
Обучение начинается с формирования элементарных специфических
манипуляций,
которые
со временем
преобразуются
в произвольные
целенаправленные действия с различными предметами и материалами.
В процессе обучения дети знакомятся с различными предметами и
материалами и осваивают действия с ними. Сначала формируются приемы
элементарной предметной деятельности, такие как: захват, удержание,
перекладывание и др., которые в дальнейшем используются в разных видах
продуктивной
деятельности:
изобразительной,
трудовой деятельности, самообслуживании.
доступной
бытовой
и
Задачи:
учить выполнять действия по подражанию;
формировать у детей умение действовать с предметами разного цвета,
формы, величины по усложненному заданию;
формировать навыки конструирования;
коррекция сенсорной,
эмоционально - волевой
сферы
и
умственной
деятельности;
развивать
познавательную
деятельность,
зрительно-двигательную
координацию;
формировать положительное отношение к посильным видам ручного
труда;
формировать навыки правильного поведения, коммуникабельности;
формировать умение работать в парах, группах.
Достижение
изолированных
поставленных
упражнений,
а
задач
в
осуществляется
различных
видах
не
путем
содержательной
деятельности. При составлении тематического планирования учитывается
неоднородность
состава
учащихся
в
классе
и
осуществляется
дифференцированный подход с учетом развития психических функций,
особенностей и возможностей детей, овладение ими учебным материалом,
различными бытовыми и социальными навыками и возможность, включения
их в какую – либо целенаправленную деятельность.
Приоритетные направления в воспитательной работе
Гражданское воспитание:
Участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной
деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней).
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
Умение принимать себя и других, не осуждая;
Умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное
состояние
других,
использовать
адекватные
языковые
средства
для
выражения своего состояния;
Сформированность навыков рефлексии;
Признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Общая характеристика коррекционного курса с учетом
особенностей его освоения
Вследствие органического поражения ЦНС у детей с умеренной,
тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР процессы восприятия,
памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или
искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со
значительной задержкой. У многих детей с ТМНР, достигших школьного
возраста, действия с предметами остаются на уровне неспецифических
манипуляций. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая
помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметнопрактической
деятельности.
элементарных
специфических
Обучение
начинается
манипуляций,
с
которые
формирования
со
временем
преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными
предметами и материалами.
Содержание
деятельности
обучения
очень
на
разнообразны,
занятиях
что
предметно-практической
определяется
многообразием
различных дефектов, присущих детям с ОВЗ. Тяжёлые нарушения моторики,
в частности зрительно-двигательной координации, которые прямым образом
отражаются на возможностях и результатах предметно-практической
деятельности
детей,
требуют
проведения
игр
и
упражнений,
направленных на коррекцию этих нарушений. Для коррекции нарушений
внимания предусмотрены специальные упражнения и игры.
Сенсорное развитие этих детей осуществляется по разработанной
системе в предметно-манипулятивной деятельности и дидактических играх.
Все занятия необходимо сопровождать живой эмоциональной речью учителя,
побуждать учащихся к активной речи по ходу деятельности. Учитель должен
стимулировать и организовывать двигательную активность каждого ребенка.
Достижение
поставленных
перед
данным
предметом
единых
задач
осуществляется не путём изолированных упражнений, а в различных видах
содержательной
деятельности.
Каждая
коррекционная
задача
по
возможности включается в различные виды детской деятельности.
Описание места курса в учебном плане
Коррекционный курс «Предметно-практические действия» в учебном
плане является
элементом «Коррекционно-развивающей области» и
проводится во внеурочное время.
Программно-методический материал включает 2 раздела: «Действия с
материалами», «Действия с предметами».
План
ГКОУ АО «ОШИ №5» рассчитан на 34 учебные недели 1 час в
неделю, 34 часа в год.
Класс
I четверть
II четверть
III четверть
IV четверть
Всего
11
7
34
Количество часов
9
8
8
Планируемые результаты освоения коррекционного курса
«Предметно-практические действия»
- умение рассматривать различные по качеству материалы: бумагу, ткань,
природный материал и т. д.;
- воспринимать, удерживать изделие в руках;
- умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, других видах
доступной деятельности;
- умение размазывать материал;
- умение разминать материал;
- умение наматывать материал;
- умение захватывать, удерживать и отпускать предмет;
- умение открывать и закрывать предметы;
- умение следовать определенному порядку (алгоритму, расписанию) при
выполнении предметных действий;
- Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений.
- способность применять полученные знания в разных видах продуктивной
деятельности:
изобразительной,
доступной
бытовой
и
трудовой
деятельности, самообслуживании.
- Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к
организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию.
Содержание коррекционного курса
Содержание курса состоит из следующих разделов:
Действия с материалами.
Работа с пластическими материалами (пластилин) Лепка по заданию учителя
и по собственному выбору знакомых предметов. Сравнение предметов по
форме, цвету, величине с помощью учителя. Определение сходства и
различия. Закрепление приемов размазывания и надавливания: изготовление
пластилиновых аппликаций. Работа с бумагой и фольгой. Складывание
бумаги. Изготовление с помощью педагога и самостоятельно летающих
игрушек (3—5 сгибов). Разметка по трафаретам и шаблонам: расположение
изделия на столе; размещение на изделии трафарета (шаблона); обведение по
внутреннему контуру (трафарет); обведение по внешнему контуру (шаблон).
Раскрашивание и штриховка фигур цветными карандашами и фломастерами.
Техника безопасности при работе с ножницами. Резание по пунктирной
линии. Разметка бумаги сгибанием. Резание бумаги по намеченным и
пунктирным линиям. Работа с нитками и тканью. Знакомство с иглой.
Правила безопасного хранения игл. Техника безопасной работы с иглой.
Прокалывание иглой бумаги, картона, ткани по контуру. Вдевание нитки в
иголку с широким ушком. Шитье по проколам способом «игла вверх — игла
вниз» на полоске картона (закладка для книг).
Действия с предметами.
Выполнение по образцу и самостоятельно следующих действий: открывание
и закрывание баночек. Бутылок и др; открывание и закрывание задвижек и
щеколд на окнах, дверцах шкафа. Определение на ощупь формы, величины
предмета, мягких и твердых тел, температурных характеристик (холодный,
теплый, горячий). Действия с предметами разного цвета: подбор предметов
по слову, обозначающему цвет; обобщение предметов по признаку «цвет»;
соотнесение разнородных предметов по цвету; составление простых
сочетаний из 5—6 цветов; подбор разнородных предметов по цвету;
Действия с предметами разной формы: исключение лишнего предмета по
цвету. различение и называние геометрических фигур; сравнение предметов
по форме; обводка фигур по контуру; штриховка геометрических фигур;
подбор
предметов
к
эталону
—
форме;
расположение
моделей
геометрических фигур, чередуя их цвет; исключение лишнего предмета по
форме. Действия с предметами разной величины: соотнесение разнородных
предметов по размеру; различение, группировка
предметов по размерам;
исключение лишнего. Классификация предметов по цвету, форме, величине.
Конструирование.
Составление из счетных палочек (спичек, соломинок,
полосок картона) различных фигур, узоров, букв, цифр. Складывание
разрезных предметных и сюжетных картинок. Составление из сборноразборных деталей различных предметов.
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Тема
Колво
часов
Действия с материалами
1
Работа с бумагой: сгибание листа бумаги
пополам, с угла на угол, по средней линии.
1
2
Работа с бумагой: сгибание листа бумаги
пополам, с угла на угол, по средней линии.
1
3
Складывание бумаги. Изготовление с
помощью педагога летающей
игрушки
(самолетик).
1
4
Изготовление коробок из заготовок.
1
Действия с предметами
5
Открывание и закрывание завинчивающихся
крышек на баночках, бутылочках.
1
6
Открывание и закрывание задвижек
щеколд на окнах, дверцах шкафа.
1
7
Дидактическая игра «Лото».
8
Складывание простых
опорой на образец.
крупных
пазл
с
1
9
Складывание простых
опорой на образец.
крупных
пазл
с
1
и
1
Действия с материалами
10
Работа с ножницами. Правила техники
безопасности при работе с ножницами.
1
11
Обучение приемам резания. Резание с
помощью педагога бумаги по прямой линии.
1
12
Вырезание полос
разметке педагога.
1
13
Резание бумаги по пунктирным линиям.
по
предварительной
Действия с предметами
1
Дата
14
Определение на ощупь формы, величины
предмета,
мягких
и
твердых
тел,
температурных характеристик (холодный,
теплый, горячий).
1
15
Складывание разрезных картинок из 2-6
частей.
1
16
Складывание простых
опорой на образец.
1
крупных
пазл
с
Действия с материалами
17
Знакомство с нитками. Применение ниток.
Свойства ниток: толщина, цвет, прочность. .
1
18
Наматывание ниток на картонку, катушку из
дерева, из пластмассы.
1
19
Сматывание ниток в клубок.
1
20
Работа с пластилином. Лепка посуды из
одного куска пластилина (тарелка, миска,
блюдце).
1
21
Лепка изученных букв по образцу.
1
Действия с предметами
22
Различение предметов по форме, цвету,
величине
1
23
Конструирование из геометрических фигур.
1
24
Дидактическая игра «Картинное лото».
1
25
Узнавание, нахождение,
парных предметов
1
26
Работа с конструктором лего.
показ
и отбор
1
Действия с материалами
27
Знакомство с иглой. Правила безопасного
хранения игл. ТБ работы с иглой.
1
28
Вдевание нитки в иголку с большим ушком.
1
29
Шитье по проколам.
1
30
Шитье по проколам.
1
Действия с предметами
31
Дидактическая игра «Что лишнее».
1
32
Работа с палочками. Складывание фигур и
узоров по образцу.
1
33
Дидактическая игра «Волшебный мешочек».
1
34
Группировка предметов по форме.
1
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Материально-техническое оснащение коррекционного курса «Предметнопрактические действия» предусматривает:
- предметы
для
нанизывания
на
стержень, шнур, нить (кольца, шары,
бусины, пирамидки);
- наборы предметов для занятий (типа «Нумикон», Монтессори-материал и
др.);
- пазлы, (из 2-х, 3-х, 4-х частей̆ (до 10);
- волшебные мешочки (наполняемость по мере изучения новой темы);
- лото ассоциации;
- шнуровка: разного вида;
- счетные палочки, образцы для выкладывания счетных палочек;
- специально подобранные предметы;
- презентации к урокам, развивающие видео занятия;
Дополнительные
вспомогательные
ресурсы
для
уроков
предметно-
практической деятельности: интернет ресурсы, музыкальные пальчиковые
гимнастики, музыкальные видео, физкультурные минутки.