ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа коррекционно-развивающего курса «Смысловое
чтение» предназначена для обучающихся 6-9 «А» классов на 2025-2026
учебный год, разработана на основе Федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
далее
ФАООП
УО
(вариант
1),
утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г.
№ 1026.
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их
особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей
и возможностей.
Цель
программы:
формирование
читательской
компетентности,
осознание себя как грамотного читателя, формирование коммуникативноречевых умений, владение которыми в дальнейшем поможет обучающимся
максимально реализоваться в самостоятельной жизни.
Основные задачи коррекционно-развивающего курса:
- освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста;
- воспитание интереса к чтению и книге (формирование интереса к
процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы,
общеучебных умений осознанно читать тексты, работать с различной
информацией),
- формирование умения общаться, создавая связанные монологические и
диалогические тексты,
- формирование умения анализировать речевую ситуацию, пользоваться
словарями и справочным материалом.
- формирования навыка осмысленной работы с текстом, применяя
практические навыки во всех учебных предметах;
2
- формирование
нравственных
ценностей
и
эстетического
вкуса;
понимание сущности произведений (освоение основных нравственно-этических
ценностей взаимодействия с окружающим миром, формирование навыка
анализа
положительных
воспитание
и
адекватного
отрицательных
эмоционального
действий
состояния
героев,
как
событий),
предпосылки
собственного поведения в жизни.
- формирование функциональной грамотности при работе с текстом.
Приоритетные направления в воспитательной работе на
коррекционно-развивающих занятиях.
1 Духовно-нравственного воспитания:
1.1. Ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях
нравственного выбора;
1.2. Готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и
поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных
и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
1.3. Свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и
общественного пространства
2. Эстетического воспитания:
3. Ценности научного познания:
3.1. Ориентация в деятельности на современную систему научных
представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
4. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
4.1. Осознание ценности жизни;
4.2. Ответственное отношение к своему здоровью и установка на
здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил,
3
сбалансированный
режим
занятий
и
отдыха,
регулярная
физическая
активность);
4.3. Умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное
состояние других, использовать адекватные языковые средства для выражения
своего состояния;
5. Трудового воспитания:
5.1. Установка на активное участие в решении практических задач (в
рамках
семьи,
школы,
города,
края)
технологической
и
социальной
направленности,
5.2. Интерес к практическому изучению профессий и труда различного
рода;
5.3 Уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
6. Экологического воспитания.
Общая характеристика коррекционно-развивающего курса.
Актуальность программы обусловлена особенностями развития речи
школьников с умственной отсталостью. У таких детей затруднение вызывает
чтение, понимание слова, предложения и текста. Нарушения смысловой
стороны
чтения
наблюдаются
не
только
в
случаях
искаженного
воспроизведения печатного текста. В ряде случаев при довольно хорошем
техническом уровне чтения, даже при усвоении способа чтения целыми
словами, некоторые дети не осмысливают прочитанный текст. Общая
умственная недостаточность и недоразвитие речи приводят к нарушению
осознанности чтения. Дети с трудом устанавливают причинную зависимость
явлений, их последовательность; не понимают значения отдельных слов и
выражений; оказываются не в состоянии без помощи взрослого понять мотивы
поступков действующих лиц, основную мысль произведения.
4
Для успешного овладения знаниями практически всех учебных предметов
навык осознанного чтения, заложенный в начальной школе, необходимо
развивать в старших классах и трансформировать в смысловое чтение.
Смысловое чтение – это путь решения познавательных, регулятивных,
коммуникативных задач, умения найти и использовать нужную информацию, а
также сформировать собственную точку зрения.
За основу работы данного коррекционно-развивающего курса взята
технология овладения навыком смыслового чтения, предложенная Н.Н.
Сметанниковой в плане трёхэтапной работы с текстом (до чтения, во время
чтения, после чтения). При использовании данной технологии для обучения
детей с
интеллектуальной
недостаточностью
учитываются
особенности
овладения чтением, о которых говорилось выше, степень интеллектуального
недоразвития, возрастные и психологические изменения. В работе планируется
применение
отдельных
приёмов
обучения
смысловому
чтению,
адаптированных к условиям обучения коррекционной школы. Коррекционноразвивающий курс «Смысловое чтение» позволит скорректировать недостатки
произношения,
грамматическую
расширить
словарный
составляющую
речи,
запас
поможет
обучающихся,
развить
преодолеть
речевую
замкнутость, активизировать речевую деятельность.
Планируемые результаты освоения обучающимися материала
коррекционного-развивающего курса.
Достаточный уровень:
-
умение
самостоятельного
использования
усвоенного
лексико-
грамматического материала в учебных и коммуникативных целях;
- умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике
для решения соответствующих возрасту житейских задач,
формулирование
просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;
5
- умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, соблюдение
общепринятых правил коммуникации;
- восприятие на слух текстов разных жанров; ответы на вопросы учителя
по их содержанию;
- выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с
опорой на образец чтения учителя;
- участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;
- выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя
и анализ речевой ситуации;
- активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
- определение темы произведения (под руководством учителя);
- пересказ текста по частям на основе составленного плана (с помощью
учителя);
- установление последовательности событий в произведении;
- определение главных героев текста;
-
составление
элементарной
характеристики
героя
на
основе
предложенного плана и по вопросам учителя;
- нахождение в тексте незнакомых слов и выражений, объяснение их
значения с помощью учителя;
- умение работать с текстом, таблицами, диаграммами и кластерами.
Минимальный уровень:
- умение (с помощью учителя) использования усвоенного лексикограмматического материала в учебных и коммуникативных целях;
- умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике
для решения соответствующих возрасту житейских задач,
формулирование
просьб и желаний с использованием простых слов и выражений;
- умение (с помощью учителя) работать с текстом, таблицами,
наглядными пособиями.
6
Описание места коррекционно-развивающего курса в учебном
плане.
Коррекционный курс «Смысловое чтение» в учебном плане является
элементом «Коррекционно-развивающей области» и проводится во внеурочное
время. Согласно Адаптированной образовательной программе образования
обучающихся с умственной отсталостью, составленной на основе ФАООП УО
(вариант 1) на изучение коррекционно-развивающего курса «Смысловое
чтение» отводится в общем объёме 34 часа (34 учебных недели) по 1 часу в
неделю.
Класс
I четверть
6 «А»
7 «А»
7 «Б»
8 «Б»
9 «А»
8
8
8
8
8
II четверть III четверть IV четверть
Количество часов
8
11
7
8
11
7
8
11
7
8
11
7
8
11
7
Итого
34
34
34
34
34
Описание материально-технического обеспечения.
1.
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная
программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (вариант 1).
2.
«В
мире
информации.
Работаем
с
информационными
источниками», книги для школьников, Издательство «Планета» 2023г. Новый
ФГОС.
3.
«В
мире
информации.
Работаем
с
информационными
источниками», Программа внеурочной деятельности, серия «Учение с
увлечением», а/с Понамарева Л.А., Галанжина Е.С., Издательство «Планета»
2023г. Новый ФГОС.
- печатные пособия: таблицы по изучаемым темам;
- технические средства обучения;
- методические рекомендации для учителя;
- конспекты, презентации, иллюстрации.
7
Календарно-тематическое планирование
коррекционно-развивающего курса
«СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ»
№
Темы занятий
1
2
3
4
5
6
7
«Идем в школу»
«Вот и осень пришла»
«Собираем урожай»
«По грибы»
«Знаки вокругнас»
«В саду»
«На уроке математики»
1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
6
7
8
1
2
3
4
6 «А»
Кол-во
часов
I четверть (8 ч.)
Дата
1
2
1
1
1
1
1
II четверть (8 ч.)
«Знаю пословицы и поговорки»
2
«На уроке»
2
«На перемене»
2
«Грамоте учиться - всегда
1
пригодиться»
«Домашние питомцы»
1
III четверть (11 ч.)
«Вот и зима пришла»
1
«У природы нет плохой
2
погоды»
«Знай минутам цену, секундам
1
счёт»
«Зимние забавы»
1
«Зимние виды спорта»
2
«
1
«Мы-туристы»
2
«В мире животных»
1
IV четверть (7 ч.)
«Сказка ложь, да в ней намёк»
2
«На уроке русского языка»
1
«Ну и Африка»
1
«На лугу»
1
8
5
6
«На даче»
«Знакомые незнакомцы»
1
1
7 «А», 7 «Б», 8 «Б»
№
Темы занятий
1
2
3
4
5
«Идем в школу»
«В гости к осени»
Рекламный плакат
«Школьная ярмарка»
«На прогулке»
«Когда обедает крокодил?»
6
7
Билет в «музей-выставку»
«Как видят змеи?»
Кол-во
часов
I четверть (8 ч.)
Дата
1
2
1
1
1
1
1
II четверть (8ч.)
1
2
3
«На огороде»
«Как видят змеи?»
«В лесу»
2
1
2
4
5
«Зимняя сказка»
«Зяблик»
2
1
III четверть (11 ч.)
1
2
1
1
2
1
2
1
3
4
«Зачем слону хобот?»
«На уроке русского языка»
«Аквариум и его обитатели»
«Знаю пословицы и поговорки»
«Отправляемся в гости»
«Кит-это рыба?
«Бабочки»
«Что такое музыка?»
IV четверть (7 ч.)
«Посещение театра»
«Учимся решать задачи по
математике»
«Так или не так?»
«Когда обедает крокодил»
5
6
«По дорогам сказок»
«Жизнь в воде и на суше»
1
1
1
2
3
4
5
6
7
8
1
2
2
1
1
1
9
9 «А»
№
Темы занятий
1
2
3
«Идем в школу»
«В гости к осени»
Рекламный плакат
«Школьная ярмарка»
«На прогулке»
«Одна мудрая голова ста голов
стоит»
«Билет в «музей-выставку»
1
2
1
«Как видят змеи?»
1
4
5
6
7
1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
6
7
8
1
2
3
4
5
6
Кол-во
часов
I четверть (8 ч.)
II четверть (8 ч.)
«Зоопарк»
«Как видят змеи?»
«К олимпийским вершинам»
«Мы – исследователи»
«О чём расскажет упаковка?»
III четверть (11 ч.)
«По страницам Красной книги
России» .
«В продуктовом магазине»
«Готовим сами»
«Знаю пословицы и поговорки»
«Отправляемся в гости»
«Витамины»
«Бабочки»
«Что такое музыка?»
IV четверть (7 ч.)
«Посещение театра»
По музеям и выставочным залам
«Так или не так?»
«Осторожно огонь!»
«Реки России»
«Проверь себя»
Дата
1
1
1
2
1
2
1
2
1
2
1
1
2
1
2
1
2
1
1
1
1
1
10