Введение
Социализация
–
самое
широкое
понятие
среди
процессов,
характеризующих образование личности. Оно предполагает сознательное
усвоение готовых форм и способов социальной жизни, выработку
собственного социального опыта, ценностных ориентаций.
У детей с ограниченными возможностями здоровья зачастую нарушена
эмоционально-волевая
раскрепощения
сфера.
ребёнка
–
Самый
это
путь
короткий
через
путь
эмоционального
игру,
фантазирование,
сочинительство. Решение этих проблем – использование театрализованной
деятельности.
Известно,
что
театрализованную
деятельность
можно
рассматривать, как моделирование жизненного опыта детей. Именно в
условиях игры тренируется способность взаимодействовать с людьми,
находить выход в различных ситуациях, умение делать выбор.
В то же время театрализованная деятельность способствует внешней и
внутренней социализации ребёнка, т.е. помогает ему легко входить в
коллективную
работу,
вырабатывает
чувство
товарищества,
волю,
целеустремлённость, терпение, коммуникабельность и другие качества
необходимые для успешного взаимодействия с социальной средой.
Пояснительная записка
Основным предназначением занятий по художественно-эстетической
и творческой деятельности является становление и развитие личности,
обладающей коммуникативными умениями, творческими способностями.
Цель программы:
Создание условий для развития коммуникативных и творческих
умений у обучающихся средствами театральной деятельности.
Задачи программы:
способствовать
формированию
необходимых
представлений
о
театральном искусстве;
развивать и реализовывать творческие возможности детей;
развивать
познавательную
сферу
(мышление,
речь,
память,
воображение);
формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего
мира;
формировать навыки сотрудничества.
Основные методы, используемые во время занятий:
игровой;
информационно-развивающий;
частично-поисковый;
объяснительно-иллюстративный;
словесные и наглядные методы;
практические.
Программа основывается на ряде дидактических принципов:
воспитывающая и развивающая направленность обучения;
научность и доступность;
систематичность и последовательность;
связь обучения с жизнью;
принцип наглядности;
сознательность и активность учащихся;
индивидуальный и дифференцированный подходы.
Формы работы, используемые на занятиях:
рассказ воспитателя;
чтение и обсуждение литературных произведений;
презентация;
экскурсии;
викторины;
игра;
этюды;
драматизация;
инсценировка;
выставки.
Ожидаемый результат:
владеть правилами хорошего тона, поведения, этикета общения со
сверстниками и взрослыми;
передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию;
проявлять интерес, желание к театральному искусству;
исполнять и передавать образы сказочных персонажей;
взаимодействовать коллективно и согласованно.
Программа рассчитана для учащихся 1-4 классов.
Срок реализации программы - 1 год (2025-2026 учебный год).
Календарно - тематическое планирование
№
Тема
1
«Давайте познакомимся»
Задачи
Расширять интерес детей к активному
участию в театральных играх.
Воспитывать культуру общения и
поведения.
2
«Репка»
Показ настольного
кукольного театра «Репка»
3
Творческая деятельность.
Лепка
«Посадил дед репку»
Развивать умения следить за развитием
действия в сказке.
Побуждать детей играть с куклами
настольного театра, разыгрывать
знакомые сказки.
Развивать творческое мышление и
воображение.
Формировать умение работать в
коллективе.
Прививать интерес к художественной
литературе.
Содержание
- Что такое театр?
- Виды театров.
- С чего начинается театр?
- Чтение стихов;
- беседа;
- сюжетно-ролевая игра
«Театр».
Формы и виды
Кол-во
Беседа, просмотр
презентации
2
Просмотр
спектакля в ТЮЗе
или в группе
2
- Викторина;
- чтение сказки;
- артикуляционная гимнастика;
- пальчиковая гимнастика;
- скороговорки;
- настольный театр.
- Вводная часть;
- игра «Огород»;
- пальчиковая гимнастика
«Репка»;
- продуктивная деятельность;
- физминутка;
- подведение итогов;
- выставка выполненных работ.
Театрализо ванная
деятельность
2
Практическая
деятельность
Пластилинопластика
4
2
Драматизация сказки
«Колобок»
Формировать умение внимательно
слушать.
Поддержание заинтересованного
отношения к играм-драматизациям,
стремление участвовать в этом виде
деятельности.
- Отгадывание загадок;
- чтение сказки «Колобок»;
- беседа по сказке;
- артикуляционная гимнастика;
- игра «Угадай героя»;
- драматизация сказки.
Игра-драматизация
Дата
5
Спектакль «Колобок»
6
Творческая деятельность.
Аппликация
«Колобок»
Формировать умение детей разыгрывать
несложные представления по знакомым
сказкам, используя при этом
выразительные средства (интонацию,
мимику, жест).
- Пересказ сказки «Колобок»;
- передача образов, с помощью
мимики, жестов, телодвижений;
-упражнения – этюды:
«Медведь в лесу»,
«Волк и заяц»,
«Хитрая лисица».
Инсценировка
2
Развивать творческое мышление и
воображение.
- Вводная часть;
- игра «Угадай героя»;
- пальчиковая гимнастика
«Колобок»;
- продуктивная деятельность;
- физминутка;
- подведение итогов;
- выставка выполненных работ.
Практическая
деятельность.
2
Формировать умение работать в
коллективе.
Прививать интерес к художественной
литературе.
Бумага-пластика.
7
2
Формировать умения у детей давать
оценку поступкам действующих лиц.
Драматизация сказки
«Курочка Ряба»
8
Творческая деятельность.
Лепка
«Яичко простое и золотое»
Обучать детей приемам
последовательного накладывания
картинок согласно сюжету простых,
знакомых сказок.
Развивать творческое мышление и
воображение.
Формировать умение работать в
коллективе.
Прививать интерес к художественной
- Отгадывание загадок;
- чтение сказки «Курочка
Ряба»;
- беседа по сказке;
- пальчиковая игра;
- артикуляционная гимнастика;
- этюд – импровизация
«Курочка»,
драматизация сказки.
- Вводная часть;
- игра «Курочка-хохлатка»;
- пальчиковая гимнастика
«Цыплята»;
- продуктивная деятельность;
- физминутка;
- подведение итогов;
Игра-драматизация
Практическая
работа.
«Тесто-пластика»
2
литературе.
- выставка выполненных работ.
9
3
Чтение сказки «Заячья
избушка»
Формировать умение внимательно
слушать.
Совершенствовать умение отвечать на
вопросы по содержанию сказки,
охарактеризовать героев сказки.
Развивать интонационную
выразительность.
- Знакомство с новой сказкой;
- беседа по сказке;
- игра
пальчиковая;
- артикуляционная гимнастика;
- игра-загадка «Угадай, кто
это?»
-этюды:
«Заяц», «Лиса», «Собака»,
«Медведь», «Петушок».
Развивать творческое мышление и
воображение.
- Вводная часть;
- игры-загадки;
- пальчиковая гимнастика
«Зайка»;
- продуктивная деятельность;
- физминутка;
- подведение итогов;
- выставка выполненных работ.
Сказкотерапия
10
2
Творческая деятельность.
Аппликация
«Избушка для зайчика»
(изготовление кукол для
пальчикового театра)
Формировать умение работать в
коллективе.
Прививать интерес к художественной
литературе.
Практическая
работа.
Бумаго пластика
11
2
Обыгрывание сказки
«Заячья избушка»
12
Чтение сказки «Морозко»
Формировать умение детей разыгрывать
несложные представления по знакомым
сказкам, используя при этом
выразительные средства (интонацию,
мимику, жест).
- Пересказ сказки;
- передача образов, с помощью
мимики, жестов, телодвижений;
-упражнения – этюды; пальчиковая гимнастика; инсценировка.
Развивать внимание, усидчивость;
стимулировать эмоциональное
восприятие детьми сказки;
воспитывать доброжелательные
отношения между детьми.
- Знакомство с новой сказкой;
- беседа по сказке;
пальчиковая игра;
- артикуляционная гимнастика;
- распределение ролей; обсуждение персонажей, их
Пальчиковый
театр
3
Сказкотерапия
характер.
13
Драматизация сказки
«Морозко»
Поощрение стремления у детей
участвовать в инсценировках и играхдраматизациях.
Воспитывать доброжелательное
отношение друг к другу.
- Артикуляционная гимнастика;
- игра «Волшебный стул»;
-пальчиковые игры; отгадываем загадки;
-игра «Чудесные превращения».
2
Игра-драматизация
14
2
Творческая деятельность.
Аппликация
«Дед Мороз»
Развивать творческое мышление и
воображение.
Формировать умение работать в
коллективе.
Прививать интерес к художественной
литературе.
15
«Сказки из сундучка»
Побуждать детей играть с куклами
настольного театра, разыгрывать
знакомые сказки.
Активизировать речь и словарь детей.
16
Чтение сказки «Три
поросенка»
Развивать внимание, усидчивость;
стимулировать эмоциональное
восприятие детьми сказки;
воспитывать доброжелательные
отношения между детьми.
- Вводная часть;
- игра «Заморожу»;
- пальчиковая гимнастика «Мы
немножко поиграем»;
- продуктивная деятельность;
- физминутка
«Снеговик»;
- подведение итогов;
- выставка выполненных работ.
- Викторина;
- артикуляционная гимнастика;
- игра «Эмоции»;
- ручная гимнастика;
- упражнения – этюды.
- Знакомство с новой сказкой;
- беседа по сказке;
пальчиковая игра;
- артикуляционная гимнастика;
- распределение ролей; обсуждение персонажей, их
характер.
Практическая
работа.
Работа с бросовым
материалом.
Разыгрывание
этюдов и диалогов
из сказки.
Имитационные
упражнения
2
2
Сказкотерапия
17
2
Творческая деятельность.
«Домик для поросят»
Развивать творческое мышление и
воображение.
Рисование
Прививать интерес к художественной
литературе.
- Вводная часть;
- игры-загадки;
- пальчиковая гимнастика
«Поросята»;
- продуктивная деятельность;
- физминутка;
- подведение итогов;
- выставка выполненных работ.
Обучать детей основным приемам
управления разнообразными куклами.
Учить сопровождать движения речью.
Активизировать речь и словарь детей.
Развивать мелкую моторику рук.
- Викторина;
- артикуляционная гимнастика;
- игра «Эмоции»;
- ручная гимнастика;
- упражнения – этюды.
Разыгрывание
этюдов и диалогов
из сказки.
Имитационные
упражнения.
Формировать умение работать в
коллективе.
18
2
Обыгрывание сказки
«Три поросенка»
Инсценировка.
19
«О праздниках, традициях
русского народа»
-Воспитывать интерес и любовь к
русской народной культуре.
-Познакомить с календарно – обрядовым
праздником «Масленица»
1.Беседа «Что за праздник
Масленица?
слушание русских наигрышей и
песен
- разучивание и проведение
хороводных игр «Галя по
садочку ходила», «Карусели»;
«Петушиный бой».
2
презентация
«Масленица идет».
-Познакомить детей с народными
обычаями и обрядами, связанными с
праздником.
20
Чтение сказки
«Сказка о Масленице»
- Знакомство с новой сказкой;
- беседа по сказке;
пальчиковая игра;
- артикуляционная гимнастика;
- распределение ролей; -
2
Сказкотерапия
обсуждение персонажей, их
характер.
21
Формировать умение внимательно
слушать.
Совершенствовать умение отвечать на
вопросы по содержанию сказки,
охарактеризовать героев сказки.
Развивать интонационную
выразительность.
- Вводная часть;
- игра «Блины»;
- пальчиковая гимнастика
«Брынцы - брынцы,
Пеките блинцы»;
- продуктивная деятельность;
- физминутка
«Это лёгкая забава»;
- подведение итогов;
- выставка выполненных работ.
- Знакомство с новой сказкой;
- беседа по сказке;
пальчиковая игра;
- артикуляционная гимнастика;
- распределение ролей; обсуждение персонажей, их
характер.
Закрепить умение пользоваться
приемами последовательного
накладывания картинок согласно сюжету
простых, знакомых сказок (стендовый
театр – использование пособия «Сундук
сказок» ).
- Пересказ сказки;
- передача образов, с помощью
мимики, жестов, телодвижений;
-упражнения – этюды; пальчиковая гимнастика; инсценировка.
Творческая деятельность.
Лепка из соленого теста
«Солнышко
на Масленицу».
22
Чтение сказки «Волк и
семеро козлят»
23
Обыгрывание сказки «Волк
и семеро козлят»
24
Творческая деятельность.
Аппликация
«Козленок на лугу»
Развитие творческого мышления и
воображения.
2
Практическая
работа.
Работа с бросовым
материалом
2
Сказкотерапия
Разыгрывание
этюдов и диалогов
из сказки.
Имитационные
упражнения.
2
Инсценировка
- Вводная часть;
- пальчиковая гимнастика
«Дом»;
- продуктивная деятельность;
- физминутка ;
- подведение итогов;
2
Практическая
работа
Бумаго пластика
- выставка выполненных работ.
25
«Русские народные
потешки»
26
Чтение сказки «Маша и
медведь»
.Развивать внимание, усидчивость;
стимулировать эмоциональное
восприятие детьми сказки;
воспитывать доброжелательные
отношения между детьми.
27
Драматизация сказки
«Маша и медведь»
28
Творческая деятельность.
Лепка
«Мишка косолапый»
Разыгрывание
этюдов и диалогов.
Имитационные
упражнения.
Инсценировка
Совершенствовать импровизационные
способности детей. Активизировать речь,
развивать их память, внимание.
Поощрять стремление детей участвовать
в играх-драматизациях;
совершенствовать импровизационные
способности детей.
Развитие творческого мышления и
воображения.
- Знакомство с новой сказкой;
- беседа по сказке;
- игра
пальчиковая;
- артикуляционная гимнастика;
- игра-загадка «Угадай, кто
это?»
-этюды:
«Заяц», «Лиса», «Собака»,
«Медведь».
- Отгадывание загадок;
- чтение сказки «Маша и
медведь»;
- беседа по сказке;
- артикуляционная гимнастика;
- игра «Угадай героя»;
- драматизация сказки.
- Вводная часть;
- игра «Медведь и пчелы»;
- пальчиковая гимнастика
«Мухи»;
- продуктивная деятельность;
- физминутка;
- подведение итогов;
- выставка выполненных работ.
2
2
Сказкотерапия
2
Игра-драматизация
2
Практическая
работа.
Пластилино пластика
29
Формировать умение внимательно
слушать.
Совершенствовать умение отвечать на
вопросы по содержанию сказки,
охарактеризовать героев сказки.
Развивать интонационную
выразительность.
- Знакомство с новой сказкой;
- беседа по сказке;
пальчиковая игра;
- артикуляционная гимнастика;
- распределение ролей; обсуждение персонажей, их
характер.
Инсценировка сказки
«Рукавичка»
Закрепить умение детей разыгрывать
несложные представления по знакомым
сказкам, используя при этом
выразительные средства (интонацию,
мимику, жест).
- Пересказ сказки;
- передача образов, с помощью
мимики, жестов, телодвижений;
-упражнения – этюды; пальчиковая гимнастика; инсценировка.
Творческая деятельность.
Аппликация
«Кто в рукавичке живет»
Развитие творческого мышления и
воображения.
Чтение сказки
«Рукавичка»
30
31
32
Инсценировка
по мотивам песенок
Закреплять умение детей инсценировать
знакомые произведения.
Пальчиковая гимнастика
«Кролик» - развитие мелкой
моторики.
- Пересказ сказки;
- передача образов, с помощью
мимики, жестов, телодвижений;
-упражнения – этюды; пальчиковая гимнастика; инсценировка.
2
Сказкотерапия
Инсценировка
2
Практическая
работа.
2
Бумага-пластика
Разыгрывание
этюдов и диалогов.
Имитационные
упражнения.
Игра-драматизация
2