Положение о порядке разработки индивидуального учебного плана (ИУП) и специальной индивидуальной программы развития (СИПР).pdf

1.2. Под ИУП понимается учебный план, обеспечивающий освоение адаптированной
основной общеобразовательной программы (соответствующего варианта) (далее - АООП)
на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных
потребностей конкретного учащегося.
1.3. ИУП является составной частью АООП соответствующего варианта и призван
обеспечить развитие потенциала детей с ограниченными возможностями обучения (далееОВЗ).
1.4. Требования, предъявляемые к ИУП следующие:
1.4.1. ИУП разрабатывается на учебный год (текущий ИУП) и должен содержать:
• обязательные предметные области и учебные предметы соответствующего варианта
АООП;
• учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), выбираемые учащимися и (или)
родителями (законными представителями);
• коррекционные занятия.
1.4.2. Реализуется в полном объеме в течение учебного года и согласно расписанию.
1.4.3. Объем минимальной/максимальной нагрузки должен соответствовать требованиям
учебного плана (перспективного и текущего), СанПиН.
1.5. ИУП должен быть разработан и утвержден не позднее 10 октября текущего учебного
года, после проведения комплексной диагностики уровня актуального развития ребенка,
которая проводится с 1 сентября по индивидуальному расписанию.
1.6. ИУП является самостоятельным и в составе АООП соответствующего варианта
АООП, объектом/направлением внутришкольного контроля в соответствии с планом
работы образовательной организации, в иных случаях других видов контроля
(оперативного, внешнего и т. п.).
1.7. Положение об ИУП в соответствии с порядком, предусмотренным частью 2-3 статьи
30 Федерального закона № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", трудовым
законодательством и др. проходит процедуру согласования с представительными органами
обучающихся и родителей, утверждается руководителем образовательной организации.
1.8. В настоящее положение в установленном порядке могут вноситься изменения и (или)
дополнения.
1.9. ИУП утверждается на основании решения школьного психолого-медикопедагогического консилиума (ШПМПк).
1.9.1. Утверждение ИУП предполагает следующий порядок:
• обсуждение проектов(а)/макетов(а) ИУП на заседании ШПМПк;
• после обсуждения на ШПМПк рассматривается на совещании при директоре и
утверждается соответствующим приказом.
2. Педагоги, которые будут работать с учащимися, реализующими ИУП, разрабатывают
адаптированную рабочую(ие) программу(ы) учебного(ых) предмета(ов), на основании
заключения ПМПК в соответствии с положением о рабочей программе учебного предмета,
в ГКОУ АО «ОШИ №5».
Перевод на обучение по ИУП осуществляется только с согласия родителей.
6.1. Реализация ИУП в ГКОУ АО «ОШИ №5» является обязательной для обучающихся и
регулируется настоящим положением и Уставом ГКОУ АО «ОШИ №5».
2.1. Заместитель директора по учебной работе ГКОУ АО «ОШИ №5» и (или) иное лицо,
имеющее соответствующие полномочия, составляет расписание, отвечающее совокупному
объему учебной нагрузки и внеурочной деятельности с учетом требований СанПиН.

2.2. Оформление школьной документации (классного журнала, личного дела)
осуществляется в установленном порядке ГКОУ АО «ОШИ №5».
II. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ (СИПР)
1. Специальная индивидуальная образовательная программа развития (далее – СИПР) документ, содержащий в себе совокупность учебных курсов, разделов программы, форм и
способов их освоения, которые позволяют создать условия для максимальной реализации
особых образовательных потребностей обучающегося с ограниченными возможностями
здоровья на определенной ступени, этапе образования.
1.2. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014)
«Об образовании в Российской Федерации» ст. 28 п 6 «разработка и утверждение
образовательных программ образовательной организации» относится к компетенции,
праву, обязанности и ответственности образовательной организации.
1.3. Целевое назначение СИПР заключается в направленности на преодоление
несоответствия между процессами обучения ребенка по образовательным программам
определенной ступени, этапа образования и его реальными возможностями исходя из
структуры нарушения, познавательных потребностей и возможностей.
1.4. СИПР разрабатывается на один учебный год на основе адаптированных основных
общеобразовательных
программ
с
учетом
индивидуальных
особенностей
психофизических особенностей обучающихся.
1.5. СИПР разрабатывается для обучающихся в соответствии.
1.6. В зависимости от затруднений и потребностей учащегося СИПР может быть
разработана по отдельному учебному курсу или применительно к комплексному
обучению, воспитанию, коррекции и компенсации нарушений в развитии обучающегося.
1.7. Структурно-содержательная форма СИПР обучающегося, воспитанника должна быть
в образовательном учреждении единой, соответствовать требованиям ФГОС.
2. Порядок согласования и утверждения специальной индивидуальной образовательной
программы развития обучающегося с ОВЗ
2.1. СИПР разрабатывается учителями, учителем-логопедом, педагогом-психологом,
врачом-психиатром.
2.2. Решение о необходимости разработки для обучающегося СИПР принимается
специалистами образовательного учреждения коллегиально на заседании школьного
психолого-медико-педагогического консилиума на основе анализа результатов психологопедагогического обследования ребенка.
2.4. Ответственным за ведение СИПР является учитель класса, который совместно с
узкими специалистами осуществляет диагностику развития обучающегося, согласовывает
СИПР с родителями (законными представителями), вносит коррективы в содержание.
2.6. При согласии с содержанием СИПР родителю следует поставить подпись.
2.7. Проект СИПР обучающегося рассматривается на ШПМПК, утверждается
педагогическим советом, затем издается приказ директора ГКОУ АО «ОШИ №5».
2.8. По результатам промежуточной диагностики реализации СИПР по согласованию со
специалистами школьного психолого-медико- педагогического консилиума в ее
содержание могут вноситься коррективы.
2.9. По итогам промежуточной аттестации осуществляется обсуждение успешности
реализации СИПР обучающегося, воспитанника на итоговом школьного психологомедико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения.

3. Структура специальной индивидуальной образовательной программы развития
обучающегося с ОВЗ
3.1. Титульный лист, где указывается наименование образовательного учреждения (в
соответствии с уставом), наименование программы, срок ее реализации, адресность
программы (фамилия, имя обучающегося, класс), согласование программы с родителями
обучающегося. В правом верхнем углу ставится гриф утверждения руководителем
образовательного учреждения, в левом верхнем углу - гриф согласования индивидуальной
образовательной программы с председателем психолого-медико-педагогического
консилиума.
3.1.2 СИПР содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел включает:
Пояснительную записку;
Планируемые результаты освоения обучающимися с АООП;
Систему оценки достижений планируемых результатов освоения СИПР.
Содержательный раздел
Программа формирования базовых учебных действий
Программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области
Программа духовно-нравственного развития, воспитания
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Программа коррекционной работы
Программа внеурочной деятельности
Организационный раздел
Учебный план
Система условий реализации СИПР
3.1.3 Пояснительная записка содержит:
цели реализации СИПР, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта к
результатам освоения обучающимися с ОВЗ СИПР (цель и задачи сопровождения ребенка
с ограниченными возможностями здоровья на определенный временной промежуток);
принципы и подходы к формированию СИПР;
общую характеристику СИПР, обоснование варьирования содержания образования, если
имеет место перераспределение количества часов, отводимых на изучение определенных
разделов и тем, изменение последовательности изучения тем и др.
психолого-педагогическую характеристику обучающихся с ОВЗ, которая содержит:
особенности познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления;
двигательное развитие ребенка;
особенности эмоционально-личностного развития, поведение ребенка в разных ситуациях;
представления о себе и об окружающем мире; Оценку социально-бытовых навыков
(навыки самообслуживания, бытового труда, общения с окружающими в быту);
коммуникативные умения и навыки;
состояние слуха, результаты педагогического обследования
состояние речи;
особенности деятельности (интерес и мотивация к деятельности, работоспособность,
внимание, темп, продуктивность деятельности
способ выполнения заданий (по словесной (жестовой) инструкции, действия по
подражанию, по образцу и др.),
степень самостоятельности и необходимость посторонней помощи (самостоятельно, с
частичной помощью, только вместе со взрослым).

На основании анализа результатов психолого-педагогического обследования делаются
выводы о приоритетных задачах развития и обучения ребенка, определяются основные
образовательные области, учебные предметы, специальные (коррекционные) курсы для
дальнейшей педагогической работы с ребенком.
3.1.4. Планируемые результаты освоения СИПР должны:
обеспечивать связь между требованиями Стандарта, образовательной деятельностью и
системой оценки результатов освоения СИПР;
являться содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ
учебных предметов и учебно-методической литературы, а также для системы оценки
качества освоения обучающимися СИПР в соответствии с требованиями Стандарта.
Структура и содержание планируемых результатов освоения СИПР должны отражать
требования Стандарта, передавать специфику образовательной деятельности (в частности,
специфику целей изучения отдельных учебных предметов и курсов коррекционноразвивающей области), соответствовать возрастным возможностям и особым
образовательным потребностям обучающихся с ОВЗ.
3.1.5. Система оценки достижения планируемых результатов освоения СИПР
В данном разделе излагаются критерии и показатели промежуточного и итогового
мониторинга результатов реализации специальной индивидуальной образовательной
программы развития, формулируется обоснование внесения корректив по результатам
промежуточной диагностики и заключение о реализации СИПР в целом при обсуждении
данного вопроса в рамках итогового школьного психолого-медико-педагогического
консилиума по итогам учебного года.
3.1.6. Содержание программы.
Раздел, раскрывающий содержание индивидуальной программы, целесообразно разделить
на три основных компонента или блока. Образовательный компонент, в котором
раскрывается содержание образования на определенном году обучения с включением
календарно-тематического
планирования,
критериев
оценивания
достижений
обучающегося и др. Образовательный компонент является обязательным для
содержательного наполнения, если в индивидуальную программу включен
индивидуальный учебный план. В части содержательного наполнения данного компонента
дублируется содержание рабочей программы по учебному курсу. Коррекционный
компонент, в рамках которого излагаются направления коррекционной работы с
обучающимся, ее приемы, методы и формы. В коррекционном блоке следует
предусмотреть раздел учителя-логопеда, педагога-психолога, а также раздел учителя,
который имеет возможность реализовывать приемы и методы коррекционной работы с
обучающимся в урочной и внеурочной деятельности по предмету. Воспитательный
компонент содержит в себе раздел классного руководителя, а также раздел, реализуемый
родителями обучающихся, в котором описываются условия взаимодействия специалистов
и родителей в процессе психолого-педагогического сопровождения обучающегося.
4. Приложения, включающие задания и рекомендации для организации образовательной
деятельности обучающихся
4.1 Общие сведения содержат:
1) Персональные данные о ребенке и его родителях;
2) Характеристику семейных условий (бытовые условия, отношение членов семьи к
образованию ребенка;
3) Заключение ПМПК и другие медицинские документы.

4.2 Условия выполнения программы (количество занятий, занятия в классе и
индивидуальные, общий и двигательный режим, средства коммуникации и др.)
4.3 Перечень основных технических средств и дидактических материалов (включая
индивидуальные средства реабилитации), необходимых для реализации СИПР.
4.4 Специалисты, участвующие в реализации СИПР.
К разработке СИПР привлекаются все специалисты, которые включены в воспитательнообразовательную работу с ребенком и родители, которые формулируют свои запросы в
развитии и обучении ребенка.
4.5 Перечень основных и вспомогательных подходов/методов обучения и воспитания
ребенка, которые могут быть эффективно использованы для достижения запланированных
возможных результатов. Здесь также может быть представлен способ взаимодействия с
ребенком, выбор доступных ребенку и родителям средств общения (жестовая, тактильная,
устная речь).
4.6 Содержание воспитания и обучения в семье.
4.7 Средства мониторинга и оценки результатов обучения.
Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе
мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень знаний,
представлений, умений, навыков, внесенных в содержание СИПР. Оценивается не только
уровень усвоения предлагаемого материала, но и способ выполнения действий
(«выполняет действие самостоятельно», «действие не выполняет», (или «пассивно
участвует в выполнении действия»), «выполняет с помощью» (частичной или полной,
существенной), по жестовой, тактильной, устной инструкции, по образцу; по подражанию.
Фиксируется степень сформированности запланированных представлений, умений,
навыков: «невозможно выявить», «не сформировано», «сформировано частично»,
«сформировано».
Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в
виде характеристики. На основе этой характеристики составляется СИОП на следующий
учебный период.
5. Порядок внесения изменений и дополнений
5.1. Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся Педагогическим советом и
рекомендуются к утверждению на его заседании решением Педагогического совета.
5.2. Изменения и дополнения в настоящее Положение утверждается приказом
руководителя образовательной организации.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».