1.2. Под ИУП понимается учебный план, обеспечивающий освоение адаптированной основной общеобразовательной программы (соответствующего варианта) (далее - АООП) на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного учащегося. 1.3. ИУП является составной частью АООП соответствующего варианта и призван обеспечить развитие потенциала детей с ограниченными возможностями обучения (далееОВЗ). 1.4. Требования, предъявляемые к ИУП следующие: 1.4.1. ИУП разрабатывается на учебный год (текущий ИУП) и должен содержать: • обязательные предметные области и учебные предметы соответствующего варианта АООП; • учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), выбираемые учащимися и (или) родителями (законными представителями); • коррекционные занятия. 1.4.2. Реализуется в полном объеме в течение учебного года и согласно расписанию. 1.4.3. Объем минимальной/максимальной нагрузки должен соответствовать требованиям учебного плана (перспективного и текущего), СанПиН. 1.5. ИУП должен быть разработан и утвержден не позднее 10 октября текущего учебного года, после проведения комплексной диагностики уровня актуального развития ребенка, которая проводится с 1 сентября по индивидуальному расписанию. 1.6. ИУП является самостоятельным и в составе АООП соответствующего варианта АООП, объектом/направлением внутришкольного контроля в соответствии с планом работы образовательной организации, в иных случаях других видов контроля (оперативного, внешнего и т. п.). 1.7. Положение об ИУП в соответствии с порядком, предусмотренным частью 2-3 статьи 30 Федерального закона № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", трудовым законодательством и др. проходит процедуру согласования с представительными органами обучающихся и родителей, утверждается руководителем образовательной организации. 1.8. В настоящее положение в установленном порядке могут вноситься изменения и (или) дополнения. 1.9. ИУП утверждается на основании решения школьного психолого-медикопедагогического консилиума (ШПМПк). 1.9.1. Утверждение ИУП предполагает следующий порядок: • обсуждение проектов(а)/макетов(а) ИУП на заседании ШПМПк; • после обсуждения на ШПМПк рассматривается на совещании при директоре и утверждается соответствующим приказом. 2. Педагоги, которые будут работать с учащимися, реализующими ИУП, разрабатывают адаптированную рабочую(ие) программу(ы) учебного(ых) предмета(ов), на основании заключения ПМПК в соответствии с положением о рабочей программе учебного предмета, в ГКОУ АО «ОШИ №5». Перевод на обучение по ИУП осуществляется только с согласия родителей. 6.1. Реализация ИУП в ГКОУ АО «ОШИ №5» является обязательной для обучающихся и регулируется настоящим положением и Уставом ГКОУ АО «ОШИ №5». 2.1. Заместитель директора по учебной работе ГКОУ АО «ОШИ №5» и (или) иное лицо, имеющее соответствующие полномочия, составляет расписание, отвечающее совокупному объему учебной нагрузки и внеурочной деятельности с учетом требований СанПиН. 2.2. Оформление школьной документации (классного журнала, личного дела) осуществляется в установленном порядке ГКОУ АО «ОШИ №5». II. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ (СИПР) 1. Специальная индивидуальная образовательная программа развития (далее – СИПР) документ, содержащий в себе совокупность учебных курсов, разделов программы, форм и способов их освоения, которые позволяют создать условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей обучающегося с ограниченными возможностями здоровья на определенной ступени, этапе образования. 1.2. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об образовании в Российской Федерации» ст. 28 п 6 «разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации» относится к компетенции, праву, обязанности и ответственности образовательной организации. 1.3. Целевое назначение СИПР заключается в направленности на преодоление несоответствия между процессами обучения ребенка по образовательным программам определенной ступени, этапа образования и его реальными возможностями исходя из структуры нарушения, познавательных потребностей и возможностей. 1.4. СИПР разрабатывается на один учебный год на основе адаптированных основных общеобразовательных программ с учетом индивидуальных особенностей психофизических особенностей обучающихся. 1.5. СИПР разрабатывается для обучающихся в соответствии. 1.6. В зависимости от затруднений и потребностей учащегося СИПР может быть разработана по отдельному учебному курсу или применительно к комплексному обучению, воспитанию, коррекции и компенсации нарушений в развитии обучающегося. 1.7. Структурно-содержательная форма СИПР обучающегося, воспитанника должна быть в образовательном учреждении единой, соответствовать требованиям ФГОС. 2. Порядок согласования и утверждения специальной индивидуальной образовательной программы развития обучающегося с ОВЗ 2.1. СИПР разрабатывается учителями, учителем-логопедом, педагогом-психологом, врачом-психиатром. 2.2. Решение о необходимости разработки для обучающегося СИПР принимается специалистами образовательного учреждения коллегиально на заседании школьного психолого-медико-педагогического консилиума на основе анализа результатов психологопедагогического обследования ребенка. 2.4. Ответственным за ведение СИПР является учитель класса, который совместно с узкими специалистами осуществляет диагностику развития обучающегося, согласовывает СИПР с родителями (законными представителями), вносит коррективы в содержание. 2.6. При согласии с содержанием СИПР родителю следует поставить подпись. 2.7. Проект СИПР обучающегося рассматривается на ШПМПК, утверждается педагогическим советом, затем издается приказ директора ГКОУ АО «ОШИ №5». 2.8. По результатам промежуточной диагностики реализации СИПР по согласованию со специалистами школьного психолого-медико- педагогического консилиума в ее содержание могут вноситься коррективы. 2.9. По итогам промежуточной аттестации осуществляется обсуждение успешности реализации СИПР обучающегося, воспитанника на итоговом школьного психологомедико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения. 3. Структура специальной индивидуальной образовательной программы развития обучающегося с ОВЗ 3.1. Титульный лист, где указывается наименование образовательного учреждения (в соответствии с уставом), наименование программы, срок ее реализации, адресность программы (фамилия, имя обучающегося, класс), согласование программы с родителями обучающегося. В правом верхнем углу ставится гриф утверждения руководителем образовательного учреждения, в левом верхнем углу - гриф согласования индивидуальной образовательной программы с председателем психолого-медико-педагогического консилиума. 3.1.2 СИПР содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный. Целевой раздел включает: Пояснительную записку; Планируемые результаты освоения обучающимися с АООП; Систему оценки достижений планируемых результатов освоения СИПР. Содержательный раздел Программа формирования базовых учебных действий Программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области Программа духовно-нравственного развития, воспитания Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни Программа коррекционной работы Программа внеурочной деятельности Организационный раздел Учебный план Система условий реализации СИПР 3.1.3 Пояснительная записка содержит: цели реализации СИПР, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта к результатам освоения обучающимися с ОВЗ СИПР (цель и задачи сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья на определенный временной промежуток); принципы и подходы к формированию СИПР; общую характеристику СИПР, обоснование варьирования содержания образования, если имеет место перераспределение количества часов, отводимых на изучение определенных разделов и тем, изменение последовательности изучения тем и др. психолого-педагогическую характеристику обучающихся с ОВЗ, которая содержит: особенности познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления; двигательное развитие ребенка; особенности эмоционально-личностного развития, поведение ребенка в разных ситуациях; представления о себе и об окружающем мире; Оценку социально-бытовых навыков (навыки самообслуживания, бытового труда, общения с окружающими в быту); коммуникативные умения и навыки; состояние слуха, результаты педагогического обследования состояние речи; особенности деятельности (интерес и мотивация к деятельности, работоспособность, внимание, темп, продуктивность деятельности способ выполнения заданий (по словесной (жестовой) инструкции, действия по подражанию, по образцу и др.), степень самостоятельности и необходимость посторонней помощи (самостоятельно, с частичной помощью, только вместе со взрослым). На основании анализа результатов психолого-педагогического обследования делаются выводы о приоритетных задачах развития и обучения ребенка, определяются основные образовательные области, учебные предметы, специальные (коррекционные) курсы для дальнейшей педагогической работы с ребенком. 3.1.4. Планируемые результаты освоения СИПР должны: обеспечивать связь между требованиями Стандарта, образовательной деятельностью и системой оценки результатов освоения СИПР; являться содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов и учебно-методической литературы, а также для системы оценки качества освоения обучающимися СИПР в соответствии с требованиями Стандарта. Структура и содержание планируемых результатов освоения СИПР должны отражать требования Стандарта, передавать специфику образовательной деятельности (в частности, специфику целей изучения отдельных учебных предметов и курсов коррекционноразвивающей области), соответствовать возрастным возможностям и особым образовательным потребностям обучающихся с ОВЗ. 3.1.5. Система оценки достижения планируемых результатов освоения СИПР В данном разделе излагаются критерии и показатели промежуточного и итогового мониторинга результатов реализации специальной индивидуальной образовательной программы развития, формулируется обоснование внесения корректив по результатам промежуточной диагностики и заключение о реализации СИПР в целом при обсуждении данного вопроса в рамках итогового школьного психолого-медико-педагогического консилиума по итогам учебного года. 3.1.6. Содержание программы. Раздел, раскрывающий содержание индивидуальной программы, целесообразно разделить на три основных компонента или блока. Образовательный компонент, в котором раскрывается содержание образования на определенном году обучения с включением календарно-тематического планирования, критериев оценивания достижений обучающегося и др. Образовательный компонент является обязательным для содержательного наполнения, если в индивидуальную программу включен индивидуальный учебный план. В части содержательного наполнения данного компонента дублируется содержание рабочей программы по учебному курсу. Коррекционный компонент, в рамках которого излагаются направления коррекционной работы с обучающимся, ее приемы, методы и формы. В коррекционном блоке следует предусмотреть раздел учителя-логопеда, педагога-психолога, а также раздел учителя, который имеет возможность реализовывать приемы и методы коррекционной работы с обучающимся в урочной и внеурочной деятельности по предмету. Воспитательный компонент содержит в себе раздел классного руководителя, а также раздел, реализуемый родителями обучающихся, в котором описываются условия взаимодействия специалистов и родителей в процессе психолого-педагогического сопровождения обучающегося. 4. Приложения, включающие задания и рекомендации для организации образовательной деятельности обучающихся 4.1 Общие сведения содержат: 1) Персональные данные о ребенке и его родителях; 2) Характеристику семейных условий (бытовые условия, отношение членов семьи к образованию ребенка; 3) Заключение ПМПК и другие медицинские документы. 4.2 Условия выполнения программы (количество занятий, занятия в классе и индивидуальные, общий и двигательный режим, средства коммуникации и др.) 4.3 Перечень основных технических средств и дидактических материалов (включая индивидуальные средства реабилитации), необходимых для реализации СИПР. 4.4 Специалисты, участвующие в реализации СИПР. К разработке СИПР привлекаются все специалисты, которые включены в воспитательнообразовательную работу с ребенком и родители, которые формулируют свои запросы в развитии и обучении ребенка. 4.5 Перечень основных и вспомогательных подходов/методов обучения и воспитания ребенка, которые могут быть эффективно использованы для достижения запланированных возможных результатов. Здесь также может быть представлен способ взаимодействия с ребенком, выбор доступных ребенку и родителям средств общения (жестовая, тактильная, устная речь). 4.6 Содержание воспитания и обучения в семье. 4.7 Средства мониторинга и оценки результатов обучения. Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень знаний, представлений, умений, навыков, внесенных в содержание СИПР. Оценивается не только уровень усвоения предлагаемого материала, но и способ выполнения действий («выполняет действие самостоятельно», «действие не выполняет», (или «пассивно участвует в выполнении действия»), «выполняет с помощью» (частичной или полной, существенной), по жестовой, тактильной, устной инструкции, по образцу; по подражанию. Фиксируется степень сформированности запланированных представлений, умений, навыков: «невозможно выявить», «не сформировано», «сформировано частично», «сформировано». Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в виде характеристики. На основе этой характеристики составляется СИОП на следующий учебный период. 5. Порядок внесения изменений и дополнений 5.1. Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся Педагогическим советом и рекомендуются к утверждению на его заседании решением Педагогического совета. 5.2. Изменения и дополнения в настоящее Положение утверждается приказом руководителя образовательной организации.